Смекни!
smekni.com

Внеклассная работа по литературе как средство личного развития (стр. 4 из 7)

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика – детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы[5].

Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».

Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

1) Какие же эпизоды являются ключевыми?

(Класс выделяет ключевые эпизоды.)

- Сон в палатке. Мысль о прогулке.

- Прогулка по ночному лесу.

- Встреча с животными у водопоя.

- Стегозавр!

-Бегство.

- Падение в яму.

- Куда же делись мои спутники?

2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.

3) Разделим класс на две группы.

1 группа художники-иллюстраторы.

2 группа редакторы-сценаристы.

Задача для первой группы: проиллюстрировать отобранные эпизоды в точном соответствии с текстом.

Задача для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунков с текстом.

Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.

( Роль учителя – корректировка деятельности учащихся.)

3. Работа в группах.

4. Монтаж диафильма:

а) Сверение с текстом выполненных иллюстраций;

б) Правильность оформления цитат.

5. Выводы:

Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.

Ребята, посмотрите на нашу работу. Чему мы научились, создавая наш диафильм? (Выделять ключевые эпизоды, составлять цитатный план.)

Цитатный план:

«В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса…Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».

«Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»

«Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».

«На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»

«На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода…Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».

«Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди примысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».

«И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения…Когда я очнулся от обморока…Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».

«Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

Д/З: Прочитать главы из книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля».

Комментарии:

«Детям очень понравилась идея создания диафильма. Они взялись за работу с нетерпением. Учителю ими же была отведена скромная роль – наблюдателя и помощника только в крайних случаях. Главные эпизоды были определены, подобраны нужные цитаты, сделаны иллюстрации. Материал был смонтирован правильно, в нужной последовательности. Затруднение вызвало оформление цитат в соответствии с правилами пунктуации. После завершения работы были подведены итоги, в ходе чего пришли к выводу, что научились многому: составлять цитатный план, оформлять цитаты, запоминать содержимое текста в нужной последовательности. Таким образом, через творчество была активизирована познавательная и мыслительная деятельность, новые знания получены в ненавязчивой форме. Но тут хотелось бы сказать, что возникает опасение такого свойства: по прошествии времени может быть забыта линия правильной последовательности текста. Здесь нелишним было бы провести закрепление с помощью графической записи нужных элементов – эргономики. Такую работу можно провести (даже лучше это сделать так) в самом начале урока, перед тем, как дети начнут иллюстрировать текст. Это привело бы в систему всю деятельность.

Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели – фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – злодей, вооружённый знаниями. В этой связи можно подробнее рассмотреть урок по изучению глав из романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Он носил название «Профессор Доуэль и профессор Керн».

Главной целью данного урока была сравнительная характеристика героев. Учащимся были предложены вопросы такого свойства:

1. В чём разница между учеными? Ведь ученые не бездари, как можно понять при поверхностном чтении (имеется в виду Керн). Подтвердить примером из текста, что Керн тоже умён и талантлив. (В ином случае он не смог бы проделать опыты подобного рода, даже присвоив результаты чужого труда)

2. Какие цели у двух героев, и какими средствами они их достигают?

Доуэль Керн
Развитие науки на благо человечества... Обрести личную славу...

3. Обратитесь к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Что можно сказать о герое, исходя из того, что описание жилища и внешности вводятся автором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?