Смекни!
smekni.com

Выразительное чтение (стр. 3 из 3)

Поскольку говорится о выделении частей при чтении текста, то работа связана с планированием. И здесь имеется в виду тщательное планирование небольшого отрывка, над которым соби­раемся работать. -

Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план.

Бульба скоро захрапел.

Одна бедная мать не спала.

Она была жалка, как всякая женщина того удалого века.

Все обратилось в ней в одно материнское чувство.

Где границы этих частей, т. е. места больших пауз? В чем со­держание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она при-

никла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она гляде­ла на них». И высшая точка в выражении ее чувства: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуж­дению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического коммен­тария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее»— это читается снова медленнее, с большим количеством логических ак­центировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что. искусство чтения обуслов­лено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам» из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев долж­но быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто пау­зами, переходами голоса. «Чуден Днепр при тихой погоде»—чтение торжественное и мед­ленное, с четкой подачей обстоятельств («когда вольно и плавно|| |!мчит сквозь леса и горы»), с выделением каждого речевого зве­на («полные воды свои»). Чтение этого трудного текста основы­вается на предварительном Чтении сложных предложений, входя­щих в его состав. И первые два абзаца (день и ночь при тихой погоде) идут на величавом и плавном ритме темы. Последний аб­зац—«Когда же пойдут горами по небу синие тучи»—эта заклю­чительная часть читается быстрее, с более подчеркнутыми пере­ходами голоса и с более резкими логическими ударениями: «стра­шен тогда Днепр!»

Чтение такого отрывка, как «Чуден Днепр», требует и членения всего текста на три части (плана), требует членения сложного предложения на логические его доли, на речевые звенья, требует понимания пауз и логических ударений в каждом звене, требует повышения голоса перед запятыми и понижения его к точке. Это чтение потребует умения дать чувство восторга, охватывающего Гоголя при воспоминании о волшебной красоте его родной приро­ды. Такое чтение учитывает изобилие гипербол в тексте «Днепра», восклицательные знаки в обращениях, самую эту форму обраще­ния. Одним словом, задача чрезвычайно трудная. И решит ее удов­летворительно только тот учитель, который вел своих учеников постепенно к пониманию всех этих сторон чтения на более про­стых примерах, и в V и в начале VI класса.

В VII классе необходимо повторять и закреплять приобретен­ные, но не окрепшие еще навыки в области выразительного чтения. В сущности говоря, если класс уже владеет азбукой художествен­ного чтения, то можно провести урок по стихам или прозе, разби­рая его тематику, выясняя отношение писателя к изобра­жаемому, уточняя план произведения и закрепляя все это голо­сом, т. е. работая над анализом и выразительным чтением одно­временно.


Литература

1. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,'1963, с. 146.

2. Качурин М. Г. Выразительное чтение в VIII—Х классах. Л., 1960, с. 76.

3. Соловьева А. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4—8 клас­сах. М., 1983, с. 30.