Смекни!
smekni.com

Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (стр. 5 из 15)

Принятие игровой роли оказывает существенное положительное влияние не только на управление внешним поведением ребёнка, но и на овладение собственными познавательными процессами. Так, в работе З.М. Истоминой изучалось развитие произвольной памяти у дошкольников в разных условиях. В ней было установлено, что в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов.

В игре дети также наиболее эффективно усваивают правила коллективной жизни и взаимоотношений. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, в игре в действительной и доступной для ребёнка форме осваивается «мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, которые доступны ребёнку в его неигровой деятельности» [30]. Через игру, через роль, взятую на себя в игре, ребёнок «входит в известную систему жёсткой необходимости, определяемой правилами выполнения этой деятельности взрослыми людьми». В работе Е.А. Бугрименко, проведенной под руководством Д.Б. Эльконина, было показано, что усвоение контрольно-оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходит в игре (фабрика игрушек и др.), Лишь после такого усвоения возможен перенос этих отношений в неигровую продуктивную деятельность. При этом в 4–5 летнем возрасте поддержание процесса продуктивной деятельности возможно только в присутствии взрослого, в то время как в игре дети могут выполнять те же действия самостоятельно, без контроля взрослого.

Столь убедительные данные, доказывающие положительное влияние игры на разные формы произвольности дошкольников, заставляют поставить вопрос о том, почему введение роли и сюжета различных развивающих игр оказывает столь «магическое» действие?

Каков психологический механизм влияния роли игры на произвольное поведение ребёнка? На то, как влияет игра на ребёнка при выполнении логопедических заданий? Отвечая на этот вопрос, Д.Б. Эльконин выделяет два таких механизма. Первый из них состоит в особой мотивации игровой деятельности. Выполнение определенной роли в игре, будучи эмоционально привлекательным, для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребёнка и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивам) его деятельности. Второй механизм влияния роли на произвольное поведение дошкольников состоит в возможности объективации своих действий, способствующей их большей осознанности и управляемости.

Правило заключенное в роли, отнесено именно к ней и лишь через неё к самому ребёнку.

Этим значительно облегчается его сознание, т. к. правило оказывается как бы вынесенным вовне. «Оценить свои действия, подчинить их сознательному определенному правилу ребёнку дошкольного возраста ещё очень трудно, ибо это требует рассмотрения собственного поведения. В игре же правило отчуждено, задано в роли, и ребёнок следит за своим поведением, контролирует его как бы через зеркало – роль» [30].

Итак, игра + сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения. «Ведь чтоб усвоить материал на логопедических занятиях требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что дается детям с трудом, но благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно, играя с ребёнком. Так, в работе К.Я. Вазиной исследовалась целеустремленность дошкольников в игровой деятельности – их умение ставить игровую цель и удерживать её на трех этапах «проявления воли»: постановка цели, планирование и реализация задуманного. Так на протяжении всего дошкольного возраста целеустремленность больше фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле.

Особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких реально действующих для дошкольников мотивов отмечают: поощрения и признание взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбия и признания сверстников.

Во всех исследованиях доказывается эффективность обучения игрой (в которой присутствует и дух соревнования, с которым легче добиться успеха, и также в игре ребёнок показывает перед сверстниками и закрепляет свой успех (Дидактическая игра, лото, мозаика, кто быстрее? кто первый? и т.д.), начинает уважать себя, за то, что получилось на занятии, а если не получилось то взрослый поощряет словами, что это игра и в следующий раз получится удачнее (с такими оценками ребёнку легче избавляться от дефектов речи, благодаря игровым ситуациям).

Важные результаты относительно влияния мотивации на выполнение деятельности в разных возрастах были получены в работе З.В. Мануйленко. Результаты её экспериментов показали, что наибольшая зависимость от условий деятельности наблюдается у детей 4–5 лет: в условиях игры время удержания розы увеличивается у них в 4–5 раз.

Необходимым условием установления целе-мотивационных отношений в дошкольном возрасте является фиксация мотива в конкретной ситуации выполнения действия. Эту роль обычно выполняет присутствие взрослого или других детей, и мотив фиксируется предметом, связанный с содержанием действия (ящик, куда складываются подарки; на определённый звук, слог, и т.д.; или игрушки; мишка игрушечный, для которого эти подарки готовятся).

Максимальная активность детей и наибольшая эффективность их деятельности наблюдалась, когда взрослый, играя, иллюстрировал свой рассказ соответствующими картинками. Эти приемы позволили вызвать и активизировать у дошкольников деятельность «эмоционального воображения». Под влиянием такого вида деятельности у детей возникает эмоциональное предвосхищение результатов действия. Такое эмоциональное предвосхищение начинает складываться уже в дошкольном возрасте и позволяет ребёнку не только представить результаты своих действий, но и заранее прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих и для него самого.

Приведенные примеры ещё раз подтверждают, то, что игра является эффективным средством формирования умений и навыков дошкольника, что игра помогает в эмоционально-волевой сфере детей: решение задачи, соблюдение правила, выполнение требований взрослого приобретает определенную привлекательность. Дети активнее будут работать на занятиях, охотнее принимать участие, тем самым повысился результат обучения.

Игра с правилом научит детей сдерживать непосредственные импульсивные движения, контролировать свое поведение, вовлеченность всех сторон детской активности: познавательной, поскольку ребёнок знает и понимает, что он делает в игровой ситуации; эмоциональной активности, поскольку игра в наибольшей мере отвечает интересам и потребностям дошкольников, и, естественно, двигательной, моторной активности. Поэтому содержание игры становится предметом целостной, самостоятельной деятельность ребёнка (или познавательной) начала в общении с детьми позволяет нам взрослым открыть для детей правило действия и сделать его предметом деятельности самих детей.

Поэтому важнейшим условием в игре является многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным введением их речевого оформления и осмысления.

1.6 Обучение и игра

Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры?

Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в разных спектаклях жизни и переживать через игры с природой и другими людьми, радость открытия своего Я в бесконечно меняющемся мире.

Активными методами обучения являются ролевые, имитационные игры и называются так потому, что позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

Привлекательность и распространение игр поражает воображение. Значение многих игр неожиданно обретает невероятный масштаб и не позволяет игнорировать их социально-психологическое значение [8].

Существуют разные определения игры:

· Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

· Игра – самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон.

· Игра как таковая – это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества её участников.

Вспомним многообразие определений к слову «игра»: спортивная, музыкальная, актерская, военная, воображения, шахматная, математическая, логопедическая, природы, без правил, втёмную, и т.д.

С образовательной точки зрения игры – это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов [8].

Хорошо известны игры, прошедшие испытание веками и заслужившие уважительную оценку: шахматы, абак, шашки, го, нарды, подвижные спортивные и народные игры. Как правильно относится к детским играм, может быть, полезнее меньше играть и больше работать?

Но, чтобы не спешить с категоричным ответом мы обратимся к педагогам, занимающимся проблемами детства.

А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» [25]. Ещё почтительнее объясняет интерес детей к игре К.Д. Ушинский он считает, что игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями [30; с. 50].