Смекни!
smekni.com

Использование ролевых игр при обучении информатике (стр. 6 из 8)

Воспитательная: воспитание человеческого достоинства, ответственности за свои поступки; воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку.

Ход урока:

Организационный этап – 1 мин.

Этап закрепления знаний – 36 мин.

Физ.минутка – 1 мин.

Итог урока – 1 мин.

Этап информации учащихся о домашнем задании – 1 мин.

Организационный этап.

Сегодня у нас несколько необычный урок, который мы проведем в игровой форме.

Учащиеся разбиты на две команды (примерно по шесть человек). Разделение проводилось по промежуточным результатам, полученным в ходе изучения материала по данной теме. В каждой из групп присутствуют учащиеся успешно усвоившие данный материал, а также на оценку «хорошо» и «удовлетворительно», т.е. команды-участники по своим силам равны. В качестве экспертов и помощников учителя на уроке присутствуют 2 ученика из 9 класса.

Этап закрепления знаний.

Первый конкурс - эстафета «Кто быстрее?».

На доске имеются задания для двух команд. Побеждает тот, кто быстрее и безошибочно решит цепочку примеров.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Консультанты (учащиеся 9 класса) следят за правильностью выполнения заданий, используя для проверки прикладную программу «Калькулятор» из группы Стандартные.

После подведения итогов проведения первого конкурса, второй этап соревнований – конкурс капитанов команд (капитанами являются ученики, проявившие самый высокий уровень знаний по изучаемой теме).

Конкурс капитанов.

Какое число следует за каждым из заданных? Ответ для каждого запишите в указанной и десятичной системах счисления. 1210; 9F16

Какое число предшествует каждому из заданных: 1002; 1010? Ответ для каждого запишите в указанной и десятичной системах счисления.

Физминутка

Третий конкурс (форма работы групповая).

Команды получают индивидуальный пакет с заданиями. Каждый ученик получает пример, который по уровню сложности соответствует его умениям и навыкам. Самому успевающему необходимо решить два задания. Далее полученные результаты одной команде необходимо расположить в порядке возрастания, а другой, напротив – в порядке убывания, при этом каждой цифре соответствует определенная буква.

В итоге должно получиться название темы нашего урока, а именно, СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ.

Задания для команды №1 (ответы расположить в порядке возрастания)

Выполните сложение: 10012 и 10102 (С)

Какое десятичное число будет соответствовать шестнадцатеричному числу AF16?

Выполните арифметические операции: 11102+11112, результат переведите в десятичную систему счисления. (Е)

Выполните арифметические операции: 11112-1110, результат переведите в десятичную систему счисления. (С)

Выполните арифметические операции: 9С16 – 7816, результат переведите в десятичную систему счисления. (М)

Определите большее (первоначально переведите в десятичную с.с.) : 368 и АС16.

Выпишите целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: [1916; 2016] в десятичной системе счисления, определите меньшее из них. (Т)

Вычислите выражение: (11001012+AF16)/1348; (И)

Переведите число 1010112 в десятичную систему счисления. (А)

Ответ:СИСТЕМА

Задания для команды №2 (ответы расположить в порядке убывания)

Выполните сложение: 111112 и 12(Л)

Какое число следует за заданным: 1002 (ответ запишите в десятичной системе счисления)? (И)

Определите большее (первоначально переведите в десятичную с.с.): 2578 и 2416. (Ч)

Выполните арифметические операции: 100102+10112, результат переведите в десятичную систему счисления. (Е)

Выполните арифметические операции: 100102-10112 , результат переведите в десятичную систему счисления. (Н)

Выполните арифметические операции: 9С16 +7816 результат переведите в десятичную систему счисления. (С)

Выполните арифметические операции: 8D16 - 3416 результат переведите в десятичную систему счисления. (И)

Вычислите выражение: (1458+101011112)/1348; (Я)

Переведите число 1110112 в десятичную систему счисления. (С)

Ответ:СЧИСЛЕНИЯ

Четвертый конкурс (форма работа индивидуальная)

Каждый учащийся занимает место за ПК, получает индивидуально карточку с заданиями, которые необходимо решить, пользуясь прикладной программой «Калькулятор». Учитель и консультанты проверяют правильность вычислительных операций.

Подведение итогов

Опираясь на работу помощников, учитель анализируют работу команд, каждого учащегося в отдельности, объявляются оценки.

Этап информации учащихся о домашнем задании.

Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

Цели урока:

Закрепить знания учащихся по теме “Системы счисления”;

Продолжить работу по формированию навыков решения задач с применением знаний по теме “Системы счисления”;

Повышать интерес учащихся к предмету “информатика”.

Задачи урока:

Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Системы счисления”.

Развивающая – развитие логического мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах.

Воспитательная – воспитание аккуратности, ответственности за свою работу в коллективе, уважительного отношения к мнению одноклассников.

План урока:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Разминка (4 минуты)

3. Конкурс “Цепочка” (15 минут)

4. Конкурс рисунка (15 минут)

5. Подведение итогов урока (3 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент.

После приветствия учитель дает краткое описания всех этапов предстоящего урока. Класс разбивается на две команды, после чего разбираются правила соревнований. Баллы за каждое соревнование вписываются в таблицу на доске.

2. “Разминка”

Целью данного конкурса является активизация знаний учащихся по теме “Клавиатура компьютера”. Каждой команде предлагается выполнить, заранее подготовленное задание в текстовом редакторе WORD. (Приложение 1)

Задание: Каждому описанию необходимо поставить в соответствие карточку с правильным названием клавиши. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы для разминки:

Клавиша для быстрого перемещения курсора в начало текущей строки.

Клавиша удаления символа, стоящего слева от курсора.

Клавиша ввода информации.

Клавиша быстрого перемещения курсора в конец текущей строки.

Комбинация клавиш для быстрой смены языка.

Клавиша для ввода всего текста заглавными буквами.

3. Конкурс “Цепочка”

Каждой команде выдается таблица степеней (Приложение 2) и набор карточек, каждая из которых поделена на три области. В первой области – число в десятичной системе счисления, во второй – одна буква ключевого слова, в третьей – числа различных систем счисления. Участники должны сложить цепочку из предложенных карточек так, чтобы в первой области следующей карточки содержалось десятичное число, соответствующее по значению числу из третьей области предыдущей карточки. При верном расположении карточек из букв, записанных в средних областях должны сложиться слова МАГИСТРАЛЬ или КОНТРОЛЛЕР.

Например (фрагмент цепочки):

1210 М 223 810 А 427 3010 Г 3115

4. Конкурс рисунка

Каждой команде выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо перевести координаты точек в десятичную систему и построить по ним фигуру в координатной плоскости.

Карточка для участия в конкурсе рисования.

Номерточки Двоичный код Деся-тичный код
1 (101,101)
2 (1000,1000)
3 (1001,1000)
4 (1011,110)
5 (1100,110)
6 (1100,111)
7 (1011,111)
8 (1011,10)
9 (1001,10)
10 (1001,11)
11 (1010,11)
12 (1010,100)
13 (111,100)
14 (111,10)
15 (101,10)
16 (101,11)
17 (110,11)
18 (110,1001)
19 (111,1001)
20 (111,1000)
21 (10,1000)
22 (10,1001)
23 (11,1001)
24 (11,110)
25 (100,101)

5. Подведение итогов урока

В конце урока необходимо посчитать количество баллов каждой команды и заполнить графу “всего”.

Команда Разминка Цепочка Рисунок Всего

Поле определения победителей соревнований проводится рефлексия в форме диалога учителя и учеников.

Учебно-игровой урок по теме: "Информация. Кодирование информации"

Цели урока:

закрепление знаний учащихся по пройденной теме,

повышение интереса к изучению предмета, развитие в детях творческой активности,

воспитание в них навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.

Форма проведения урока: учебно-игровой урок в виде соревнования четырех команд.

Содержание урока: урок состоит из двух туров.

Первый тур – разминка. По очереди задаются вопросы, касающиеся темы: “Информация. Кодирование информации”. Право ответа предоставляется команде, готовой первой ответить на заданный вопрос (первой поднявшей руку). За каждый правильный ответ присуждается один балл, за неправильный ответ – один балл вычитается.