Смекни!
smekni.com

Культура педагогического труда (стр. 4 из 7)

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое

——————————

¹ Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2001.- стр. 48

² Там же, стр. 48

- сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем

каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который

может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных ——————————

¹ Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2001.- стр. 50

особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность.

Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Значение творческой индивидуальности

в работе педагога

О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет ему сохранять свое са­мобытное педагогическое «ли­цо» вне зависимости от ситуа­ции в обществе и в учебном за­ведении. Как же практически «рассмотреть» такого учителя в коллективе? Как творческая индивидуальность формирует педагогическую культуру учителя? Кого из педагогов можно отнести к ярко выражен­ным творческим индивидуаль­ностям? На эти и другие вопросы будут рассмотрены ниже.

Какие же признаки могут свиде­тельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как их распознать? Сразу огово­рюсь: их можно увидеть только в процессе глубокого, всесторон­него изучения профессиональ­ных и личностных качеств учи­теля. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляю­щие внутренний стержень лич­ности и основы деятельности? Можно ли говорить о целостно­сти, «монолитности» этих идей, убеждений, направлений само­совершенствования? ¹

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональ­ной деятельности, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятель­ность такой учитель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повсед­невностью, увидеть за отдельны­ми действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть

проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное

стремление к самоактуализации, ко­торое и является основной дви­жущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей дея­тельностью. К себе он относит­ся как к значительному челове­ку, способному многое сделать в педагогике, проявляет инте­рес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогичес­кую практику.

Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих ка­чества творческой индивидуаль­ности, показывают, что их объ­единяет интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаи­модействием других людей, пы­таясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявле­ния высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспо­минать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то на­учились, охотно делятся впе­чатлениями об окружающих, причем, как правило, – добро­желательно. Они проявляют ис­кренний интерес к педагогичес­кой деятельности, способны ис­пытывать вдохновение во взаи­модействии с учениками. Обще­ние с ребятами для них - личностно значимая цен­ность.

Еще одно характерное качество яркой индивидуальности — ши­рота увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И ув­лечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музы­ка, рисование, техническое твор­чество, коллекционирование, ху­

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 197

дожественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных ка­честв у каждого такого педаго­га своеобразен, но общие при­знаки — гибкость ума, образ­ность, метафоричность, ориги­нальность, неожиданная ассоци­ативность. При проведении тес­товых исследований оказалось, что далеко не все они обнару­живают качества быстрого твор­ческого мышления, но практиче­ски каждый продемонстрировал высокую способность перекоди­ровать словесную информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителей ребя­та переживают яркие интеллек­туальные эмоции — удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К та­кому учителю невольно прислу­шиваются руководители, колле­ги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ре­бят, понимает их, относится к ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия как постижение эмоциональ­ного состояния другого человека всегда соседствует с более ши­рокими способностями — «ухва­тывать» не только эмоциональ­ные, но и интеллектуальные со­стояния учеников (видеть причи­ну их непонимания, уметь эф­фективно передать материал так, чтобы ребята быстро «уловили» его суть); «вчувствоваться» не только в учеников, но и в сущ­ность явлений и состояний. У педагогов, которых высокий уровеньэмпатии, варьируются только спосо­бы выражения чувственно «схва­ченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользу­ясь точными и образными выра­жениями, другие — жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть бо­лее сложного качества — профессиональной интуицией. Как показали исследования, это качество может быть описано как ряд специфических чувств и умений: чувства цели, чувства учебного материала, чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувст­вовать, предугадывать, неожи­данно для самого себя находить творческие решения трудных пе­дагогических задач.