Смекни!
smekni.com

Культура педагогического труда (стр. 6 из 7)

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201

² Там же, стр. 201

самые про­стые педагогические операции учитель также встречается в практике.

Итак, индивидуальность и культура про­фессионализма — две «равновес­ные» стороны личности педаго­га, одинаково важные для ус­пешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих ка­честв. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятель­ности, то его индивидуализа­ция протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.

2.3. Тестирование педагога на определение уровня

педагогической культуры

Можно ли определить творчес­кую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что от­ветить на такой вопрос одно­значно просто невозможно. Лю­бые суждения здесь будут отно­сительными. Поэтому предлага­емые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая индивидуаль­ность педагога сформировалась и прояв­ляется.¹

Ответьте на предложенные Вам вопросы следующим образом:

– Да;

– В определенной мере;

– Нет.

1. Часто ли Вам удается отстаи­вать свою идею, преодолевая сопротивление недоброжелателей и напор обстоятельств?

2. Сможете ли Вы подробно описать себя таким, каким хоте­ли бы быть?

3. Хорошо ли Вам знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?

4. Верите ли Вы в то, что обладаете значительным личностным потенциалом, с помощью которо­го Вы вполне в силах изменять окружающий мир?

5. Называли ли Ваши знакомые независимо друг от друга одну и ту же черту Вашего характера, темперамента, нравственные или эстетические принципы и т.п., ко­торые выделяют Вас среди осталь­ных, ярко Вас характеризуют?

6. Есть ли у Вас идея, касающа­яся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочется реализовать?

7.Часто ли, выполняя какую-либо работу, Вы увлекаетесь и делаете
не только больше того, что заду­мали, но и совершенно другое?

8. Есть ли у Вас выработанные самостоятельно принципы, нару­шение которых для Вас пред­ставляется совершенно невоз­можным?

9. Часто ли знакомые, друзья, коллеги обращаются к Вам за помощью, когда нужно приду­мать что-нибудь оригинальное?

10. Есть ли у Вас хобби, в котором Вы достигли высокого уровня?

11. Как Вы считаете: окружаю­щий мир таинствен, загадочен?

12. Часто ли Вам удается успеш­но оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализацию своих идей, изменяя их представления?

13. Долго ли Вы помните те идеи, задумки, которые не удалось реализовать?

14. Как Вы считаете, будут ли в Вашей судьбе крутые повороты?

15. Доставляет ли Вам удоволь­ствие фантазирование, мыслен­ная игра с различными элементами, идеями, нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимого в, казалось бы, оче­видном, выдвижение экстравагантных и невероятных гипотез?

—————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201

16. Верите ли Вы в высший, духовный смысл жизни?

17. Можете ли Вы назвать совершенные Вами дела (вещи, произведения, технические изобретения, конструкции и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые можно связать с Вашим именем?

18. Интересуетесь ли Вы обсто­ятельствами жизни выдающихся людей (читаете специаль­но литературу, смотрите филь­мы и др.)?

19.Есть ли у Вас собственные те­ории, объясняющие какие-либо
процессы, явления и др., в той области, которой Вы занимаетесь?

20. Вы точно знаете, чего хотите от жизни?

Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5 баллов, за ответ «в определен­ной мере» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.

- 0 баллов: нечего и думать, что творческая индивидуаль­ность в Вас проснулась. Были ли Вы откровенны?

- 1-20 баллов: Вы что-то стремитесь делать, но то ли, что нужно? Не пора ли встряхнуться?

- 21-40 баллов: Ваш творчес­кий потенциал начинает прояв­ляться, но достаточно ли этого?

- 41-60 баллов: Вы — чело­век творческий, не стоит ли за­думать какое-нибудь великое дело?

- 61-80 баллов: Ваша творче­ская индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия в самосовершенствова­нии, стряхнуть остатки неуве­ренности.

- 81—100 баллов: Браво! Вы — ярко выраженная творческая индивидуальность!

2.4. Проявление творческих умений учителя в играх

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения раз­виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от­ветственность за результаты своей деятельности, обладаю­щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла­зами других, разделять пережи­вания, чувствовать настроение собеседника.¹

С помощью упраж­нений и игр развиваются у пе­дагогов адекватная самооцен­ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб­ражение, умение слушать собе­седника.

На школь­ных семинарах вы сможете ор­ганизовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.

Игра «Чудодейственный во­прос». Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в пе­дагогической деятельности воз­можностей личности, совершен­ствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с каки­ми учениками, вы особенно до­вольны?»

Участники игры называют каче­ства ребят, которые их привле­кают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоцио­нально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащи­еся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них гла­за? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Ка­кое настроение характерно для

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208

них? Как они дышат? Как дви­гаются?»

Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательст­во: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По су­ществу, учителей интересуют только ответы детей, их успевае­мость. Отвечая на вопросы веду­щего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит ду­мать об этом, внимательнее от­носиться к ученикам. Очень по­лезно привлечь к таким заняти­ям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на во­просы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части уп­ражнения.

2-я часть. Ведущий: «Давайте немного пофантазируем. Пред­ставьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствова­ли их только что в нашем вооб­ражении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая ви­деокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помо­щью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Ка­кие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изме­нений названо достаточно, веду­щий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ва­ше поведение стало привыч­ным?» Ведущий слушает вы­сказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие от­крытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры была достигну­та, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоцио­нальным состояниям участни­ков, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и вырази­тельной. Наш опыт позволяет го­ворить о том, что участие педа­гога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, наст­раивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детали­зация, умножение конкретных конструктивных действий, а так­же использование зрительной, слуховой и эмоциональной па­мяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школь­никами, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у кото­рых низкий уровень притязаний.

Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогичес­кой практики». Цель ее — интегрирование ма­териала, изученного в курсе, формирование коммуникатив­ных умений высокого уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие ро­ли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают от­крытым голосованием, они полу­чают устные инструкции и экс­пертные листы. Остальные уча­стники игры разбиваются на па­ры, каждая из которых по очере­ди работает в «круглом аквариу­ме» (пара работает, а остальные участники группы наблюдают, готовятся задавать вопросы, вно­сить предложения по представ­ленному случаю). «Учащийся» получает роль, «пе­дагог» — описание ситуации. Роль представляет собой крат­кую характеристику психологи­ческих особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие по­требности и мотивы деятельнос­ти, интраверсия — экстраверсия, эмоциональная стабильность — нейротизм, эмоциональная на­правленность личности, страте­гии поведения в сложной ситуа­ции общения, типичные эмоцио­нальные реакции, гибкость вос­приятия, восприятие времени, умение формулировать цель в позитивных категориях. Описа­ние ситуации может быть крат­ким: время, место, что происхо­дит. «Педагог» играет самого се­бя. Время взаимодействия игра­ющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаи­модействия. ¹