Смекни!
smekni.com

Методика изучения раздела "Рукоделие" 5 класс (стр. 2 из 9)

Значительный вклад в борьбу против невежества, за широкое распространение науки и просвещения сделали Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795), которому Россия обязана открытием первого женского училища - Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749-1802) с его "Рассуждением о труде и праздности" и другие.

Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60 - 90-е годы XIX в) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ. Из школьного курса вы помните, какие представления о труде высказывал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) был сторонником реального образования, о чем писал в своей книге "Школа и жизнь" [10, с.39].

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья "Необходимость ремесленных школ в столицах" (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе.

Евгений Николаевич Андреев (1829-1889) в работе "Правильная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования" заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений. Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 - 1895) в 1884 г. составил "Общий нормальный план промышленного образования в России" - первый документ, довольно полно определивший исходные положения создания системы профессионально-технического образования. Среди тех, кто разрабатывал основные вопросы трудового воспитания и профессионального образования, - Карл Юрьевич Цируль (1857-1924), преподаватель труда и методики трудового обучения в Петербургском учительском институте (а затем в институте имени А.И. Герцена). Следует упомянуть и Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) - один из теоретиков анархизма, он занимался и различными науками, излагал в своих статьях взгляд на проблемы соединения умственного труда с физическим и общего образования с трудовым и физическим воспитанием.

Система образования в дореволюционной России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, как это будет далее показано, разработанные системы, в частности "русская", применялись во многих странах мира.

Необходимо отметить, что ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований как труд. В одном из первых документов Советской власти, в "Положении о Единой трудовой школе РСФСР" (1918), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности. Однако при реализации принципа построения единой трудовой школы в среде работников народного образования столкнулись разные точки зрении. Точка зрения, что трудовое обучение должно занять ведущее место в школьной системе обучения на время оказалась решающей. Но через некоторое время в школе внедрилась так называемая комплексная, или проектная, система обучения, согласно которой элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся, трудовая база комплексно-проектного обучения в большинстве школ ограничивалась природным окружением и сезонными работами. [10, с.41-47]

С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой общеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась предметному обучению. Начавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание к трудовой подготовке. Она становится главной целью воспитательной системы общеобразовательной школы.

Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А.С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. Произошло окончательное огосударствление школы, и сформировалась авторитарная воспитательная система. Главным стало содержание, прошедшее "научно-марксисткую проработку". Такой воспитательной системе труд был не нужен, так как даже мешал формированию личности в требуемом направлении.

Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и, вовлечение молодёжи "в поход за техникой" обрело форму клубно-досуговой деятельности.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил пред общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду.

Нужно обратить внимание: постановка проблем трудового обучения в школе неизбежно и теснейшим образом связана социально-экономическими изменениями в стране.

Но вот закончилась "хрущёвская оттепель". И в то время когда весь мир осваивал новейшие технологии, а трудовые обязанности в развитых странах приобрели новые функции, на отечественную школу была свалена подготовка огромных масс дешёвой и малоквалифицированной рабочей силы. Идеологическим стержнем школы и педагогики в теории и идеологии становится апофеоз труда призванный подвигнуть тружеников. Прежде всего, на молодёжь, на новые сверхусилия. Какие красивые слова произносились – "трудовой энтузиазм", "коммунистическое отношение к труду". Но появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкреплённый ничем кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Когда отшумели бурные речи по поводу пресловутой школьной реформы, наступившее время либерального романтизма, названное перестройкой, высветило не очень впечатляющие "достижения".

Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - её дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учётом интересов и возможностей учащихся и педагогов. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:

из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;

в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школ, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд. [10, с.41-47]

Из чего же исходить учителю? Прежде всего, уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.

Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Формирует социальное сознание. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь коллектива, причем, и это важно, вовсе не обязательно замыкаться только на конкретном исполнительском уровне. Это может быть художественно–эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях. Утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.

Технологическое образование претерпело много изменений и некоторые их них сыграли не маловажную роль. Одно из таких находилось на территории Калужской области. Это Первая опытная станция основателем которой является Станислав Теофилович Шацкий.

В истории создания и деятельности Первой опытной станции по народному образованию можно наметить следующие 4 периода развития:

1912 - 1918 гг. – период возникновения в обществе "Детский труд и отдых" идеи организации опытной станции, рождённой потребностью педагогической практики.

1919 – 1921 гг. период создания и становления Первой опытной станции, первых попыток "нащупывания" связей между школой и соц. средой. Идёт активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовывать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса.

Период с 1922 по 1928 годы – время наивысшего подъёма работы Первой опытной станции. Школа выступает центром воспитания детей в окружающей среде, она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общества. В этот период педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания.

Последний период существования – 1929 – 1932 годы отмечаются настойчивым стремлением руководства станции усилить связь школы с социальной средой. Школы станции выступают центрами культурной революции. Деятельность Первой опытной станции неотделимы от общего хода развития единой трудовой школы, которая является прекрасным образцом организации работы с детьми в 20-е годы и отражает в своей истории трудный, подчас мучительный, но героический, восхищающий нас мужеством и дерзаниями, интереснейший этап жизни советской школы.

1.2 Понятие технологического образования

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.