Смекни!
smekni.com

Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида (стр. 3 из 13)

Педагогическое творчество Василия Александровича Сухомлинского проникнуто глубоким гуманизмом, горячей любовью к детям, сердечной заботой об их всестороннем развитии. В.А. Сухомлинский пишет, что «педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка, - его дошкольные годы. В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека» (1965).

Воспитание детей В.А. Сухомлинский видит в отдаче особых сил, сил духовных. Человек создается любовью – любовью отца и матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Обращаясь к родителям говорил: «Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его, как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости человеческой власти в деспотическое самодурство. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.» (1961)

«Гармоническое воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям – первому, элементарному и даже в какой-то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения – присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель – долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее, будет расти ваш ребенок» (1967).

Известный грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили считает, что «характер воспитания детей в семье и в детском саду не должен противостоять друг другу. Детский сад вправе предъявлять родителям требования к семейному воспитанию».

Задача воспитателей и взрослых – добровольно расположить ребенка к нашим воспитательным намерениям в связи с его преобразованием, сделать его нашим союзником и соратником в своем же воспитании, помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-воспитательной деятельности.

«Для авторитарного, императивного воспитания здесь нет никаких проблем, кроме как усилить давление на ребенка, принудить его выполнять свой долг. Многие изощренные средства давления и принуждения легко стирают педагогические проблемы, однако такая атмосфера воспитания не позволяет ребенку всесторонне и полностью раскрыть свои способности, не помогает процессу формирования в нем полноценной личности» (1988).

Большое значение Ш.А. Амонашвили придает характеру отношений родителей с детьми. Обращаясь к родителям, он пишет: «У нас два пути заставить, принудить ребенка подчиняться воле своих воспитателей, или же направить его на путь самовоспитания и самообразования. Я призываю вас, уважаемые родители, выбрать второй путь!» (1988).

«И чтобы наши усилия в воспитании детей не противоречили друг другу, я решил предложить вам некоторые рекомендации, руководствоваться которыми было бы желательно. При составлении рекомендаций, которые условно называют заповедями, я руководствовался классическим педагогическим наследием, идеалами общества, опытом лучших учителей, а также своими педагогическими убеждениями.

Не следует принимать их как исчерпывающий кодекс воспитания. Надеюсь, ваш опыт, опыт наших совместных усилий внесут в них немалую поправку».

Десять «заповедей» воспитателя Ш.А. Амонашвили.

1. В гуманистическом обществе воспитание может быть только гуманистическим. Главный принцип такого воспитания – расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании.

2. Общение – суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрослых это среда, в которой формируется личность человека будущего. Потому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребенка. Воспитатели должны представлять собой людей современного времени.

4. Вера человека в людей, вера человека в собственные жизненные позиции – это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности.

Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.

5. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.

6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим, где его искусственно не возвышают и не унижают. Таким ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.

7. Ребенок – импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательские планы с учетом движения его души.

8. Воспитание – скрытый и длительный процесс, и поэтому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.

9. Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

10. Мы должны решительно отказаться от противоречивых гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение»(1988).


1.2 Воспитание детей с отклонением в развитии в семье

Л.С. Выготский («Мышление и речь» 1983г.) считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации, его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. По мнению автора культурно-исторической теории, это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем продуктивнее развивается коррекционный процесс. Коррекционно-воспитательная работа, организованная на ранних этапах развития, способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций и возрастных возможностей ребенка.

Существует две основные формы дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии – в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Как на занятиях с целой группой в дошкольном учреждении, так и при индивидуальной работе с аномальными дошкольниками педагогам необходимо уметь варьировать содержание и способы обучения детей с учетом всех аспектов коррекционного воздействия.

Осуществляя специальное обучение по определенному направлению, важно исходить из значимости комплексного подхода к воспитанию.

Педагогическая помощь аномальному ребенку, все пути его разностороннего развития нуждаются в развитии, насыщении, интересном и актуальном содержании. Это позволяет сделать жизнь каждого дошкольника с отклонениями в развитии более комфортной, эмоционально окрашенной и полезной.

Взрослые, окружающие аномального ребенка, должны заботится о результативности своего воздействия. При этом важно помнить, что мера воздействия и его эффективность не всегда будут совпадать.

Исследования, проведенные В.В.Ткачевой показали, что «от той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагогов, участвующих в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию социальных и профессиональных стереотипов. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умения видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первоначальное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами» (1999).

Литературные данные говорят о низкой готовности общества в целом к адекватному отношению к ребенку с отклонениями в развитии. Негативные социальные стереотипы чаще всего связаны со следующими проблемами, которыми страдают дети:

– проблемами поведения;

– нарушениями речи;

– особенностями познавательной сферы;

– повышенными требованиями в области заботы и ухода.

Для того, чтобы создать в семье климат, способствующий развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с отклонениями в развитии его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ним.