Смекни!
smekni.com

Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря (стр. 5 из 9)

Новые модели работы недавно созданы в Пермском крае и Томской области. Особенность «Пермской модели» — организация работы по проектному принципу. В области реализуется ряд социальных проектов, направленных на профилактику и выявление семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие ювенальных технологий

Принимаются меры по укреплению межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения и других.

Утверждены планы мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, предусматривающие, в том числе, меры по материальному стимулированию приёмных родителей, опекунов, увеличению размера пособий на детей, воспитывающихся в приёмных семьях, семьях опекунов.

В ряде территорий приняты новые организационно-управленческие решения:

- созданы или планируется создание структурных подразделений по вопросам семьи в органах исполнительной власти (Брянская область, Белгородская область, Кемеровская область, Алтайский край и др.);

- созданы советы (комиссии) по вопросам демографической и семейной политики при руководителях органов исполнительной власти регионов (Республика Дагестан, Ивановская, Калужская, Калининградская области и другие);

- в Приморье приступила к работе краевая межведомственная комиссия, которая будет заниматься вопросами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- при главе Республики Калмыкия создан Координационный совет по вопросам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Постановлением губернатора Орловской области создана комиссия по регулированию вопросов развития семейных форм устройства детей-сирот.

Отдельно хотелось бы вспомнить подпрограмму «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы по направлению «Дети-сироты». По этой программе предусматривается реализация мероприятий по:

- внедрению семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечению конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечению интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- строительству и реконструкции 70 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На финансирование мероприятий направления «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и семья» в проекте Федерального закона

«О федеральном бюджете на 2007 год» предполагалось выделить в 2007 году 0,687 млрд. рублей.

К сожалению, существующая на данный момент нормативно-правовая база не всегда может в полной мере обеспечить детям данной категории защиту их прав и интересов. В настоящее время ребёнку, оказавшемуся в критической жизненной ситуации, обратиться с жалобой на нарушение своих прав практически некуда, несмотря на законы, гарантирующие его право на защиту, обилие организаций и ведомств, которые должны это законное право реализовывать и охранять. Беда в том, что механизм реализации этих прав не разработан, как не разработана система подачи жалоб детьми на жестокое или унижающее обращение. Более 7 лет назад Комитет ООН по правам ребёнка указал на это России, но[27]...

«Правозащитная служба для детей» — это один из реальных и эффективных способов защитить права ребёнка в нынешней российской действительности. «Правозащитная служба» — это то место, куда может прийти с жалобой, позвонить или написать каждый ребёнок или взрослый и получить реальную правовую помощь.

Недостаточно также решается вопрос своевременного выявления детей, чьё пребывание в родительской семье угрожает их жизни и здоровью, вследствие моральной деградации родителей.

Для исследования соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многих регионах и на общегосударственном уровне периодически проводятся социологические опросы, анкетирования разных категорий взрослых (профессионалов и обычных родителей) и детей (детей из семей и детей-сирот) с целью выявить отклонения, нарушения или исполнение прав детей. В исследовании участвовали лица, работающие с детьми-сиротами, которые лучше осведомлены по данной проблеме. Например, «72,0% опрошенных взрослых считают, что права детей, оставшихся без попечения родителей, лишь частично соблюдаются в обществе; 9,0% из них категорически заявляют, что права этих детей не соблюдаются вообще, но лично с нарушениями их прав сталкивались только 26,8% (25) опрошенных, что составляет почти треть от всех взрослых респондентов»[28]. Это не такое уж маленькое количество, если учесть, что за каждым таким случаем, стоит детская судьба.


Глава II. Направления работы с детьми-сиротами в условиях лагеря

Сегодня о проблемах детей-сирот в интернатных учреждениях говорят и пишут много. Однако чтобы глубоко проанализировать ситуацию, нужно понять, как живут дети в этих учреждениях, изучить повседневные практики, из которых складывается их жизнь. В данной главе предпринята попытка, проникнуть в жизненный мир детей-сирот посредством описания и анализа организации их повседневности в детском лагере «Химик» (зимняя смена 2006-2007 года).

Первым шагом в нашем исследовании будет характеристика психологических особенностей детей данной категории.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. «И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения»[29].

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это — лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, — это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

«По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий»[30]. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им.

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. «По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности»[31]:

• отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

• проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

• эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

• среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса;

• «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска — те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

• повышенный уровень тревожности и агрессивности;

• стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

•искажение направленности интересов — свободное время препровождение в подъезде, на улице — только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к данной категории, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности: