Смекни!
smekni.com

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр (стр. 12 из 12)

Таблица № 1. Критерии анализа и оценка музыкальной деятельности.

Уровень развития Общие критерии оценивания достижений
Начальный Дошкольник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий;
Средний Дошкольник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения;с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяютдидактический материал в самостоятельной практике;
Высокий Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;верно и четко высказывает свою мысль;самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;

Констатирующий этап экспериментальной работы.

Формирующий этап экспериментальной работы.

Графиксравнения динамики развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников в процессе эксперимента.

Заключение

Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

2. Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

3. Итак, музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним, если бы опускалось в нем сенсорное звено. Последний входит в состав общей музыкальности как непременный его компонент. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной музыкальной практики. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. Но для музыкально-сенсорной практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей.

Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.

Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении.


Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М.: Прогресс, 1989. - 176с.: ил.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: музыка, 1973. – 144с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

5. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 1977.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

7. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

8. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.: нот.

9. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 1976.

10. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А Венгера. - М.: Педагогика, 1976.

11. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960.

12. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. – Харьков: ХГПИ, 1989. – 72с.

13. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.: ноты.

14. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.

15. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.: ноты.

16. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.

17. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.

18. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

19. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов.- М.: Педагогика, 1973. - С. 96-97

20. Костюк О. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. – К.: 1965.

21. Костюк Г. С. Музыкальное искусство и формирование нового человека: I Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк; Редкол.: А. Г. Костюк (гл. ред.) и др. I. – К.: Муз. Украина, 1982. – 238с.

22. Крутецкий В. А. Психология. М.: 1980. - 236с.

23. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2001. – 464с.

24. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение 1981. – 159с.

25. Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное пособие / ХГПУ им Г. С. Сковороды. – 2-е изд. иправл. и дополн. – Харьков “ОВС”, 2002. – 400с.

26. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 1951.

27. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935.

28. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

29. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.Марковой. - М.: Педагогика, 1980. – 272с.

30. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964.

31. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.

32. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддьяковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. - 192с.

33. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. Запорожца А. В., А. П. Усовой. - М., 1963.

34. Теплов. Б. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 1961.

35. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

36. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.

37. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с., нот.

38. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. Киев «Муз. Украина», 1985. – 142с.

39. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 1949.

40. Эстетическое воспитание детей в игре / Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.

41. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.