Смекни!
smekni.com

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр (стр. 9 из 12)

Результаты констатирующего этапа эксперимента показаны в таблице № 2.

Из таблицы № 2 видно, что проведенный этап эксперимента со старшими дошкольниками показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия при этом выполнялись интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако задания все время выполнялись по образцу.

Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности музыкально-сенсорных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 10% (2 человека), при этом большее количество детей 60% (12 человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 30% (6 человек).

На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкально–сенсорных способностей.

Для этого был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкально-сенсорных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:

Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;

Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;

Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр;

- при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены:

- на развитие музыкальных способностей;

- на развитие способов сенсорных действий;

- на практическое обучение навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий;

- на развитие эмоциональной отзывчивости;

- на активизацию слухового внимания;

- на заинтересованное отношение к познавательной деятельности;

- на формирование самостоятельных творческих подходов и действий;

- на развитие способов поисковой деятельности, способов ориентировки в простых проблемных ситуациях;

- на развитие памяти, мышления, воображения;

- на приобретение знаний, умений, навыков;

- на пробуждение положительного отношения, как к занятиям, так и к музыкальному искусству в целом;

Результаты этого этапа эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально–сенсорных способностей. В таблице № 2 показано, что после проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкально–сенсорных способностей достигли 70 % (14 детей), это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 10% 2 детей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:

1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:

- слуховое внимание детей стало более организованным;

- двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;

- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;

- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;

- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию;

- в восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился уровень развития музыкально–сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;

3) значительно изменился подход к процессу обучения. Это отразилось в заинтересованности использования дидактического материала, в активности выполнения заданий, в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.

В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:

1) развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;

2) формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.

Результаты проведенного эксперимента на двух этапах показаны в графике сравненияуровня развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников.

Далее будут раскрыты все музыкально-дидактические пособия и игры, которые были применены в педагогическом эксперименте.

«Лесенка»

Цель. Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.

Описание дидактического пособия. Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Методика проведения. После ознакомления с песенкой-попевкой «Лесенка» детям было предложено узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. При повторном исполнении детям предлагается показать рукой, куда движется девочка – вверх по лесенке или вниз. Отмечая каждый звук, дети постепенно поднимают правую руку (согнутую в локте перед грудью) вверх или также постепенно опускают ее вниз.

Затем детям, в качестве усложнения задания, было предложено разделиться по парам для выполнения определенного задания: один исполняет первую или вторую фразу попевки на металлофоне; другой на слух определяет, куда идет девочка, вверх или вниз по ступенькам, и выбирает карточку с соответствующим изображением. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание.

На следующем занятии они знакомятся с высоким, средним и низким звуком.

Ход игры: Задания также проводятся в игровой форме. В гости к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков – фа, ля, до2. После пропевания каждого имени дети ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина – на нижнюю, Таня - на среднюю, Маша – на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются в разной последовательности, после чего ребята определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и в каком порядке.