Смекни!
smekni.com

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) в ДОУ (стр. 4 из 5)

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. к числу специфических особенностей стиля детского рисунка отностятся его схематизм, «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения/18,90/.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. отметили, что рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность/46,99/. По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, которые практически неотделима от наглядно-образного мышления дошкольника), но и ее личностью в целом/4090/. По мнению Урунтаевой Г.А., художественный образ, лежащий в основе изобразительной деятельности, максимально субъективен и несет в себе печать личности автора/29,110/.

Как отметил А.В. Запорожец, в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительнысм, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи, с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества/11,83/.В связи с этим аспектом Коломинский Я.Л., Панько Е.А выделяют для дошкольников в качестве специфической деятельности, наряду с игровой, художественную деятельность, по словам исследователей, развитию художественных видов деятельности дошкольников способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей: их «реактивность» на непосредственные впечатления доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, характерное для данного периода /40,83/.Также, по замечанию Н.С.Лейтеса, дети вообще близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления/18,83/.

Также, отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Урунтаева Г.А. заметила, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде/53,19/. По словам Д.Б.Эльконина у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира/53,51/.

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. заметили, что в современной детской психологии рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры/18,89/. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. заключили по результатам исследований, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки/18,90/.Также и исследования Л.Н.Давидчук, показали, что в конструировании по замыслу старших дошкольников ярко проявляется их способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству/18,88/.

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А.отметили, что основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств/18,92/.В группе должны быть хорошо оборудованы зоны для изобразительной деятельности, художественного труда, художественно-речевой деятельности.


1.3 Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ

В трудах Ж.Пиаже во французской психологической школе (А. Валлон) получило разработку положение о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями, повлиявшее на теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца легшие в основу теории П.Я. Гальперина.

А. Валлон утверждал, что в процессе развития сенсомоторного (наглядно-действенного) интеллекта ребенка формируются сенсомоторные схемы, обеспечивающие отражение существенных свойств окружающих предметов и явлений, тем самым, создавая предпосылки для перехода к наглядно-образному мышлению/40,99/. Ведущую роль в формировании такой возможности А.Валлон отводит внутренней имитирующей деятельности, подражанию /40,99/. По Ж.Пиаже ведущее значение в формировании образного мышления имеют игровая и подражательная деятельности: именно в этих деятельностях у детей возникает способность представлять одну вещь посредством другой/41,100/.

Также, по результатам исследований Г.И. Минской для формирования наглядно-образного мышления большое значение имеет ориентировка на существенные связи ситуации, по данным Я.А. Пономарева – усвоение знаний о пространственных отношениях вещей, а, наконец, по экспериментально доказанным данным Поддъякова Н.Н., А.Ф. Говорковой – раскрытие перед ребенком двух взаимосвязанных областей действительности (оригинал -модель)/40,100/.

А.Валлон/1967/, Ж.Пиаже/196/, А.В.Запорожец/1972/, Н.Н. Поддъяков и А.Ф. Говоркова/1985/ уделяют внимание подражанию, как особой деятельности, служащей исходной основой формирования как плана действий по представлению, так и других важных психологических новообразований, возникающих в дошкольном детстве/40,100/.

А.Валлон отметил, что подражательные действия строятся вначале по образцу действий другого человека, а затем по образцу вещей/40,100/. По мнению Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой, важнейшая особенность действий подражания заключается в том, что в них заложена возможность перехода ребенка к действиям с моделями, т.к. дети успешно подражают действиям взрослых и в том случае, когда объект действий ребенка похож на предмет с которым манипулирует взрослый, лишь в некоторых существенных отношениях одно из которых – отношение модели и оригинала/40,161/.

Исследование ученых показывают, что стихийно возможность действовать в плане представлений появляется у детей к 6-7 годам, но и у отдельных дошкольников данные умения хорошо сформированы уже к 4 годам.

По замечанию петровой Т.В., Жаровой Т., так как развитие способностей к наглядно-образному моделировнаию в обычных домашних условиях дошкольников происходит стихийно и поэтому весьма неравномерно, со значительными индивидуальными различиями, при помощи специального педагогического руководства это развитие может быть ускорено и оптимизировано/34,44/. Исследование Л.А.Венгера также показали, что умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для развития мышления, формируются в процессе овладения действиями наглядно-образного моделирования, источником которого является моделирующий характер конструирования, игры, рисования, аппликации и прочих видов деятельности/34,44/.

Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания , складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.