Смекни!
smekni.com

Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи (стр. 10 из 15)

Большинство когнитивных психологов придерживаются мнения, что первоначально информация поступает в т. н. сенсорное хранилище, где помимо всех органов чувств, зрение и слух имеют наибольшее значение.

Рис.3 Модель множественных хранилищ.

Информация сюда поступает непроизвольно и воспринимается на подсознательном уровне. Для того чтобы информация смогла продвинуться дальше в кратковременное хранилище, (или его называют промежуточным хранилищем) необходимо фокусированное внимание (т.е. сосредоточение внимания на каком-либо объекте). Таким образом, далеко не вся информация попадает в зону оперативной (кратковременной) памяти. Промежуточное хранилище обладает свойствами хрупкости и ограниченной емкости по сравнению с долговременным, постоянным хранилищем. В 1956г. Дж. Миллер доказал, что емкость этого хранилища равна 7 ± 2 единицам. Именно в промежуточном хранилище начинается организация (упорядочивание) информации. Именно на этом этапе принимается решение о дальнейшей обработке информации и отбрасывании ненужной. В промежуточном хранилище информация удерживается при помощи повторения и кодирования, т.е. в нем происходит первичная сознательная обработка информации с целью увеличения ее объема. Чем глубже обработка информации, тем лучше ее запоминание. Под обработкой вербальной информации подразумевается ее кодирование, т.е. преобразование элементов из одной формы в другую (из зрительной в акустическую, из акустической в семантическую и т.п.). Таким образом, в промежуточном хранилище информация группируется по взаимосвязанным единицам.

В постоянное хранилище (долговременную память) - место более стабильного хранения информации - поступает только та ее часть, которая смогла быть закодирована, т.е. приведена в некоторую систему, элементы которой связаны определенными отношениями (категоризованы). Причем на процесс категоризации огромное влияние оказывают фоновые знания (представления о мире) человека. Действительно, мы навряд ли сможем надолго запомнить какую-либо информацию, если с ней абсолютно не связаны события нашей прошлой жизни. Другими словами, мы не можем надолго сохранить ее, так как не можем ее закодировать (категоризовать, установить смысловую связь). То, как сохранена (закодирована) информация очень сильно влияет на процесс ее извлечения. Легче всего извлекается информация, закодированная в семантической форме. Именно такая систематизация материала оказывается наиболее эффективной при воспоминании, т.к отличается когнитивной экономией [7].

Слово как центральная языковая единица имеет сложное по своей структуре значение, оно включает в себя множество неравнозначных компонентов: денотативный, понятийный, коннотативный, контекстуальный. Онтолингвистические исследования развития словаря у ребенка свидетельствуют, что ребенок не может сразу овладеть всеми компонентами значения слова. Прежде всего, он овладевает денотативным компонентом значения, понятийный и контекстуальный компонент усваивается позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Изменения значений слов усваиваемых ребенком отражают развитие его представлений об окружающем мире и очень тесно связаны с когнитивной сферой. В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой разнообразных связей и становится обобщением более высокого порядка. Формирование словаря идет постоянно, что обеспечивается различными видами деятельности. Обогащение словарного запаса идет как за счет усвоения новых слов, так и за счет установления различных смысловых отношений между ними: родовидовых, синонимических, антонимических, омонимических, отношений между родственными словами и мн. др.

Изучение особенностей процесса формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи с позиций психолингвистики и когнитивной психологии позволило сделать ряд важных наблюдений, имеющих методическую ценность для разработки системы работы по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Дети названной категории затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по звуковому или зрительному сходству: дерево вм. береза, яблоко вм. фрукт, фартук вм. сарафан, комар вм. кальмар и т.п. По мнению большинства исследователей, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов. То есть тех сенсорных систем, которые принимают активное участие в обработке информации, осуществляемой в промежуточном хранилище (оперативной, рабочей памяти). Именно недостаточность этих систем не позволяет правильно осуществить первичную кодировку слов и установить нужные связи между зрительным, акустическим и семантическим образом слова. Так, глядя на картинку с изображением чайника, ребенок произносит слово лейка, или рисунок зебры актуализирует в сознании слово верблюд.

У детей с ОНР наблюдаются трудности, связанные со спонтанным выбором языковых знаков для кодирования своего смыслового намерения. У них нарушен процесс выбора слов, как по формальным, так и по семантическим признакам. В речевой продукции это проявляется в том, что ребенок не может быстро подобрать нужное для реализации высказывания слово, часто в учебной ситуации ему вообще не удается извлечь из памяти адекватное ситуации слово или в его речи реализуется ошибочная единица, связанная с искомой акустически, зрительно или ситуационно: пальто вм. вешалка, душ вм. лейка, мыльница вм. мельница. Глядя на рисунок стола, ребенок произносит слово дерево, на рисунок скворечника - птица.

Использование данных, полученных когнитивной психологией, позволяют с достаточной долей вероятности предположить, что трудности извлечения нужной языковой единицы из долговременной памяти связаны с тем, что кодирование этой информации было осуществлено не должным образом. Т. е. ребенок не смог установить необходимые смысловые связи между словами, позволяющие быстро осуществить поиск нужной языковой единицы. Таким детям очень часто с первой попытки не удается осуществить подбор нужной языковой единицы, так как в их сознании первой актуализируется наиболее частотная и привычная представительница данного смысла в языковом коде: стул вм. табурет, шапка вм. шляпа, или единица с более общим, а не более конкретным значением: еда вм. колбаса, животное вм. курица. Ослабленный контроль не позволяет убрать исходный вариант "приблизительной" первичной номинации, и в речи реализуется не самое подходящее для этой ситуации слово. Слабость контролирующей функции у детей с общим недоразвитием речи способствует появлению в речи ошибок, связанных с выбором слов, обладающих звуковым сходством. Как уже упоминалось, в семантическом поле такие слова находятся рядом. Сходство языковых единиц по таким инвариантным параметрам как: место ударного слога, число слогов, звуковое совпадение части слова создает объективную предпосылку для интерференции и контаминации как одного из ее проявлений. Все это приводит к одновременной активации в памяти сразу нескольких единиц, соответствующих одному актуальному значению. Так, требуемое актуальное значение, соответствующее понятию бочка может одновременно активировать в памяти слова кочка, кучка, бочка, дочка, точка, бабочка. А рассогласованность различных форм контроля (контроля формы и контроля содержания) или отключение одного из них не позволяет вовремя отсечь ненужные ассоциации.

Среди факторов, ослабляющих контрольную функцию у детей с ОНР, большинством исследователей признаются: дисфункция процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышенная истощаемость ЦНС, состояние эмоциональной напряженности ребенка, отсутствие интереса [37].

Выводы

Основная функция семантического компонента состоит в членении ситуации речевого общения на элементы, значимые для выражения. Внутри семантического компонента были выделены уровни:

1) замысла, на котором осуществляется переход от задач неречевой деятельности к речевой;

2) смыслообразования - членение ситуации говорения на семантические опорные пункты, т.е. отделение того, что войдет в высказывание, от того, что останется в виде пресуппозитивной семантики;

3) означивание - приписывание смыслам программы лексических значений.

Ведущим компонентом в семантическом строе речи является смысл (значение, зависящее от контекста). Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие смыслы содержатся в последующих и их изменяют [32].

В настоящее время исследователи детской речи считают, что овладение семантически мотивированными понятиями агента действия, действия или состояния, объекта действия, локатива и др., соотносящимися с категориями грамматики Дж. Филмора, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом. Т.В. Ахутина и Т.Н. Наумова доказывают, что этап смыслового синтаксиса предшествует этапу семантического синтаксиса [17].

Обобщение полученных данных позволяет сформулировать основные причины нарушений формирования лексической системности у детей с ОНР, которые возникают на различных этапах восприятия, обработки, хранения и извлечения семантической информации.