Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (стр. 6 из 10)

Конечно, многое зависит от манеры педагога излагать материал и спрашивать по нему. Но и там, где преподаватели специально не заботятся о развитии активности уча­щихся, обнаруживается, что самый ход анализа, способы доказательства общих положений могут заинтересовать учащихся так же, как и какие-нибудь конкретные сведения. Более того, немалому числу учеников теперь нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений. На уроках истории и литературы уже нельзя долго держать учащихся только на занимательных фактах. Учащихся теперь занимает не только (и даже не столько) их внешняя сторона, но и значение наблюдаемых явлений по существу, их научный смысл.

Правда, в небольшом, а иногда и в значительном количестве наглядный материал необходим — он легко усваивается, он нравится ученикам. Но наглядные демонстрации и конкретные факты для старшеклассников пере­стали быть самоцелью — любознательность учеников не может быть удовлетворена без определенных обобщений, без выводов. Старшеклассники склонны уже и сами про­изводить обобщения. Учащиеся теперь проявляют гораздо больше самосто­ятельности в занятиях. Они уже могут подготовить по любому учебному предмету доклады, требующие иногда длительной работы и усилий. Некоторые преподаватели систематически поручают ученикам разработку дополнительных вопросов с последующим сообщением на уроке, например по литературе — выяснить, какое отражение в музыке (или живописи) нашли произведения какого-нибудь автора. Старшеклассников уже не затрудняет пользование энциклопедическими словарями и сопоставление сведений из разных источников.

Вместе с тем обнаруживаются — и это нередко привлекает к себе главное внимание — недостатки в самом отношении старшеклассников к учению. У них, естественно, труднее поддерживать непосредственный интерес к учебным занятиям (даже в условиях самого квалифицированного преподавания). Для полноценного учения необ­ходимы систематические усилия, собранность, готовность поступиться многими развлечениями. У старшеклассников же зачастую нет в достаточной мере чувства ответствен­ности и понимания необходимости исполнять учебные требования. Среди учеников старших классов немало таких, у которых стало привычкой не полностью и приблизительно выполнять задания, тратить время попусту. К сожалению, могут расхолаживать учащихся и уровень преподавания и сами учебные программы. И все же наряду с нередкими признаками безразличия к учебным успехам и явной склонностью к безделью части учеников нельзя не заметить у старшеклассников возросшей пытливости мысли, новых возможностей обдумывания, теоретизирования.

Сильно мешает многим старшеклассникам неразвитость речи. Как и в более младших классах, бывают случаи, когда ученик не в состоянии связно рассказать материал, который он знает, — ему как будто не хватает слов, он не умеет точно применить некоторые специальные выражения. Обращает на себя внимание, что письменная речь у старшеклассников нередко бывает, развита лучше, чем устная (возможно, это объясняется тем, что их письмен­ная речь тренируется в многочисленных сочинениях по литературе, тогда как с развернутыми устными сообщениями-монологами им приходится выступать реже, и их устные выступления не становятся предметом стилистического анализа со специальной отметкой, как это бывает с сочинениями). Но характерно, что, когда ученики не урок отвечают, а заинтересованно обсуждают, спорят, их язык как бы развязывается, обнаруживая гораздо большие, чем могло казаться, умственные возможности.

У старшеклассников появляются излюбленные темы для совместного обсуждения, задушевных бесед (о главном в жизни, о взрослых людях, о самих себе и т.п.).

В этом возрасте приобщение к этическим и мировоззренческим проблемам происходит в значительной мере словесно. Для старших школьников характерны наивное ожидание мудрости и знания от разговоров, от объяснения понятий.

Активность мысли в рассматриваемом возрасте и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в домыслах, необоснованных предположениях учащихся. Склонность к теоретизированию, к понятийным построениям, иногда совсем наивным и даже нелепым, может отличать учеников с очень разной степенью успешности занятий. В этом возрасте привлекают к себе внимание умственные черты, казалось бы, указывающие на тяготение к так называемому «мыслительному» типу. У старшеклассников уже нередко можно встретить оперирование абстрактными понятиями, в какой-то мере независимое от впечатлений, доставляемых органами чувств. 15-16 лет — период усиленного роста возможностей рассуждать, философствовать. Вместе с тем многие признаки указывают на то, что вступление в раннюю юность — благодарная пора и для приобщения к искусству, к художественному творчеству. Старшеклассников отличает повышенная эмоциональность. По сравнению со средними классами у них очень возросли не только способности к анализу и критике; не ме­нее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости. При встрече с произведениями искусства они в гораздо большей степени, чем младшие подростки, склонны к восторженности и умилению. Для их художественного восприятия, направлено ли оно на драматическое жизненное содержание произведений или на их внешне-эстетическую сторону, наиболее характерна именно расположенность к захваченности чувством.

Особая податливость старших подростков чарам искусства, повидимому, обусловлена всей совокупностью свойств возраста. В 15-16 лет, в годы мечтаний и тяги к романтике, очень легким и желанным может, быть переход к воображаемому миру. Эмоциональный заряд и новизна впечатлений, которые несут в себе произведения искусства, в особенности если они задевают сферу нравственную, как нельзя лучше соответствуют настрою ожидания, предчувствию впереди чего-то значительного, что так характерно дня ранней юности.

В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания неотделимы от эмоциональной отзывчивости и делают произведения искусства гораздо более близкими, чем прежде.

В условиях общеобразовательной школы в связи с изучением курса литературы очень заметен, бывает, интерес учащихся к поэзии, стихам. В девятых классах лирически» стихи звучат в исполнении учеников обычно в значительно большем объеме, чем это предусмотрено программе (в кружках, на вечерах и дома). Старших школьников привлекает в стихотворной речи напряженность, приподнятость чувств и, конечно, само романтическое содержание лирической поэзии.

Расположенность к художественному творчеству проявляется в эти годы в самых разных направлениях. Во многих школах издаются рукописные журналы, где можно встретить не только стихи, но и рассказы, и сценарии девятиклассников. В оформлении таких журналов, как и стенных газет стар­ших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки. Уче­ники IX-Х классов часто бывают авторами и исполнителями театрализованных сценок, в частности для школьных радиопередач. Тот же возраст, как показывает опыт школ, имеющих кинолабораторию, — период, уже благодарный и для творческих занятий киносъемкой.

Жанр сочинений-рецензий, кроме того, что он требует ''решения собственно литературной задачи, выявляет как бы две стороны возможностей подростков: с одной стороны, их впечатлительность, эстетические чувства, с другой — их возросшие способности анализировать и судить. Работы учащихся показывают, что в старшем школьном возрасте о эти стороны восприятия художественных произведений мо гут уже гармонически сочетаться.

Девятиклассникам может быть свойственна не только взволнованность отклика на творения искусства. Подростков с достаточно высокой общей подготовкой отличает свобода, нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. Именно в старшем школьном возрасте естественно сосуществуют достоинства «мыслительного» типа и достоинства «художественного» типа (об этих типах еще будет идти речь в третьей главе книги).

Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что старший подростковый возраст заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного развития.

Существенное значение имеет возросшая зрелость волевой сферы: старшеклассники уже могут длительно напрятать усилия, не пасовать перед трудностями, сознательно преодолевать препятствия. К полноте сегодняшней жизни их толкает рост психических и физических сил, новая ступень зрелости.

И вместе с тем их поведение заметно окрашивается ожиданием, предчувствием будущего.Девятиклассники нередко обнаруживают некоторую неудовлетворенность настоящим, расположенность к критичности и как бы осознают свою предуготовленность к более значительным делам. Чрезмерность притязаний может приводить к своеобразному разладу с окружающим.