Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (стр. 8 из 10)

Третий принцип — развитие способности видеть многофункциональность вещи.

Четвертый — развитие способности к соединению самых про­тивоположных идей из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы. Это относится, прежде всего, к способности создавать ассоциации.

Пятый принцип — развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы [18;172-173].

Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты [2;55].

Творческие способности проявляются в умении разрешать реальные противоречия и тем самым обновлять схемы мышления и поведения, деятельность общения. За таким умением скрываются определенные социальные обстоятельства, одним из которых является самодеятельность. Самодеятельность формирует творческие способности потому, что она, во – первых, есть свободная и самонаправленная деятельность, изменяющая сами схемы деятельности; во – вторых, развивает самоопределение лиц и коллективов, необходимое для творческого акта; в – третьих, порождает диалектическое мышление, свободное от односторонних крайностей; в – четвертых, переводит самоопределение в объективно выраженный процесс; в – пятых содействуют общению, просторному для самореализации человека как субъекта [5;82].

Семья как институт воспитания творческой личности в настоящее время является объектом пристального внимания педагогической общественности и специалистов, однако проблема развития творчества детей возникла не сегодня, она традиционно рассматривается в педагогике как весьма важная, ибо влияние семьи на процесс творческого становления ребенка необыкновенно велико [12;9].

Нельзя не сказать о развитии творческих способностей у одаренных детей. Мысль о том, что учебные программы для одаренных должны отличаться от тех, по которым занимается большинство детей, вряд ли может вызывать сомнения. Дети с въедающимися умственными способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.

Специальные исследования и школьная практика свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных изменения одних лишь количественных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Необходимо сочетать эти меры с качественным отличием содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей. Значимым условием успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности, по содержанию близкая принципу природосообразности.

На основе изучения закономерностей развития творческой личности, контент-анализа отечественных и зарубежных теоретических источников и проведения практических исследований (Ю.К. Бабанский, Б. Блум, Дж. Галахер, И.Я. Лернер, С. Кляйн, С. Кэйплан, X. Пассов, Дж. Рензулли, Д. Сиск, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, Ф.Уильяме и др.) была разработана классификация основных требований к содержанию и организации учебной деятельности для одаренных детей в сфере развития творческих способностей, это:

· Ориентация на интеллектуальную инициативу. Интеллектуальная инициатива — это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней. Поддержка и развитие этих способностей должны быть постоянной заботой педагога.

· Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Еще А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить. Важность этого требования может быть осознана на уровне формально-логических рассуждений. Однако реальная практика обучения в массовой школе строится таким образом, что обучение представлено как преимущественно репродуктивная деятельность, направленная на усвоение уже открытых законов, правил, положений, на восприятие и усвоение добытой кем-то информации.

Решающим фактором развития продуктивного мышления являются не сами знания (их объем, разнообразие и т.п.), а методы их усвоения (А.М. Матюшкин и др.). Этот подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях разрабатывался в рамках идеи проблемного обучения. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны ориентировать их не на "игры в решение проблем", а на "реальное решение реальных проблем".

Дж. Рензулли, например, пишет о том, что учащиеся иногда сами открывают "реальные проблемы" в процессе обучения. Эти проблемы, по его мнению, имеют следующие характеристики:

1)они вызывают личностную обращенность ребенка, вовлекают всю его эмоционально-чувственную (аффективную) сферу через активное воздействие на интеллектуальном уровне;

2)не могут не иметь выхода или уникального решения;

3)результат их решения не может быть неинтересен ребенку

· Неприятие конформизма. Это требование диктуется основной особенностью творческой личности: конформизм и творчество несовместимы. Поэтому при разработке содержания, форм организации и методов учебной деятельности необходимо исключить все моменты, предполагающие конформные решения.

· Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только индивидуальной, но коллективной творческой деятельности, что позволит успешно решать значительную часть проблем, относящихся к сфере личностного развития.

· Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Чтобы предметно-пространственная среда стимулировала творческую активность ребенка, она должна быть способна к самым разнообразным, порой неожиданным трансформациям.

Надо заметить, что в практике отечественных образовательных учреждений это осознается лишь на этапе дошкольного образования, где в сюжетно-ролевых играх и другой деятельности поощряется использование различных предметов не по их прямому назначению (диван может превратиться в "пароход", обычный стул — в "кресло пилота реактивного самолета" и т.п.). В системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка.

· Гибкость в использовании времени, средств, материалов. Необходимость введения данного принципа диктуется рядом специфических черт, характерных для одаренных детей. Когда ребенок настроен на длительное, глубокое изучение исследуемой темы, не следует ограничивать его ни в чем, а это требует гибкости в использовании времени и средств [20;97-100].

Из опыта Жуковой Т.М. по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы - «Многие считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству — это врожденное каче­ство, присущее лишь немногим. Действительно, спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Начала с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности. Выполнению поставленных передо мной задач во многом способствовали так называемые «нестандартные уроки». Например, после изучения литературы 20-30-х годов в 11-м классе провожу урок-презентацию «Цветы любимому писателю», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами) и « дарят» цветы поэтам и писателям, чье творчество оставило у них наиболее яркое впечатление: Есенину — полевые цветы («сын русских полей»), Шолохову — колосок пшеницы и василек («поднял» целину — заколосилась пшеница!), Маяковскому — гвоздики — символ революции («О, звериная! / О, детская! / О, копеечная! / О, великая!») и т.п. В 10-м классе после изучения «Войны и мира» провожу урок-концерт, на котором учащиеся показывают отдельные сцены из романа, «самые эмоциональные», по их мне­нию: юная Наташа Ростова и Борис Друбецкой в цветочной, ночной разговор Наташи и Сони в Отрадном, первый бал Наташи и т.д. Урок-сюрприз «Талант побуждает к творчеству», ставший уже традиционным, проводится либо в 10-м, либо в 11-м классе (в нашей школе осваивается только третья ступень образования, хотя подобные уроки можно проводить и раньше). На этом уроке учащиеся знакомятся с именами талантливых сверстников, ставшими знаменитыми поэтами, музыкантами, художниками; узнают «корни» и природу их талантливости. Здесь же мы знакомимся с «талантами» своего класса (а они обязательно есть!): если это поэт, он рассказывает, как («придумывает» тему или по конкретным событиям) и когда (утром, вечером, а может быть, ночью (когда хорошее или плохое настроение) он пишет стихи. Если это художник, то он рассказывает, какие краски и почему он предпочитает в своем творчестве; делятся тайнами своего творчества и музыканты. Все это сопровождается чтением стихов, музыкой. И каждый на этом уроке может проверить свои творческие способности, выполнив, например, такое задание: по остросюжетной завязке одного необычного происшествия придумать развязку, соблюдая при этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму. Кому это задание покажется сложным, может попробовать свои силы в словесно-иллюстрированном сочинении, суть которого заключается в том, чтобы ребята в красках, в цвете, в линиях выразили свое понимание темы или образа и дали ему словесное обоснование. На фоне музыки читается, например, стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке», и ученики с помощью линий и красок пробуют передать свои чувства, настроения, что мысленно представляют, когда слушают это стихотворение. В конце урока все вместе делаем вывод, что из всех способностей человека самая главная — это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы они ни были, нужно отно­ситься к своему делу творчески, а не как механические исполнители; «творчество — это великая сила, которая дает крылья человеку незави­симо от возраста».