Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр (стр. 10 из 13)

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

· «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

· «Оптимисты и скептики» [2, С.117].

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

- Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.

- Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.

- Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.

- Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

- По улице мужчина шел. Хорошо!

- Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

- Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

- Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

- Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

- Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

- Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

- Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

· «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

2.3 Формирующий эксперимент

Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений (в экспериментальной группе).

Формирующий эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте. Результаты оформлены в таблицы 6, 7, 8, 9.

Таблица 6

Протокол обработки полученных результатов по методике «Дорисовывание фигур» на конец учебного года

Ф. И.ребенка КО Фигуры для рисования
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Алина Ш. 5 ТV дом тарелка яблоня кошечка дудочка библио-тека ромашка башмак жираф
2. Дима Т. 5 баня дом корабль дерево свинья человек кокос динозавр шарик цифра 5
3. Владик П. 4 дом дом корабль дерево человек колпак шляпа буква М трактор человек
4. Саша С. 3 ТV дом кораблик осина собачка гномик профес-сор зайчик змея валенок
5. Яна т. 5 дом птица корабль дерево собака девочка принцес-са зайчик кровать мама
6. Вика З. 5 решетка ворона шифонер дерево собака девочка девушка мальчик зонтик валенок
7. Поля Ш. 3 дом девочка дом дерево кошка девочка священ-ник кочки ступени труба
8. Вера Ш. 5 окно дом корабль яблоня корова девочка колобок волны павлин лебедь
9. Богдан Г. 3 контей-нер домик дом липа утенок человек человек ракета автобус машина
10. Милана Г. 7 домик замок кораблик яблоня кот девочка моряк заяц лошадь теленок

Таблица 7

Коэффициент оригинальности на конец учебного года

№п/п Имя ребенка Коэффициент развития воображения
на конец года
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Алина Ш.Дима Т.Владик П.Саша С.Поля Ш.Вика З.Богдан Г.Вероника Ш.Яна Т.Милана Г. 7744565677

Количественная обработка:

средний КО – 5,8;

низкий уровень – нет;

средний уровень – 60 %;

высокий уровень – 40 %.

Качественная характеристика уровней:

низкий уровень – нет;

средний уровень – 60 %;

высокий уровень – 40 %.

Сравнительные результаты диагностики по методике «Дорисовывание фигур» также представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительные результаты

№п/п Имя ребенка Коэффициент развития воображения
на начало года на конец года
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Алина Ш.Дима Т.Владик.Саша С.Поля Ш.Вика З.Богдан Г.Вероника Ш.Яна Т.Милана Г. 5543553537 7744565677

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.

Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития творческого воображения дошкольника.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования (Приложение 4,5).

Выводы по второму разделу

В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:

1. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.

1. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях.

Заключение

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.