Смекни!
smekni.com

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр (стр. 8 из 13)

Методика № 2. «Придумай рассказ» [65, С.68].

Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.

Ход методики.

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов.

Таблица 3

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
1. Скорость при-думывания рас-сказа Ничего не при-думал за 1 мин. На придумыва-ние ушло от 30сек. до 1 мин. Придумал рас-сказ не более, чем за 1 мин.
2. Необычность,оригинальность сюжета рассказа Ребенок механи-чески пересказы-вает то, что ког-да-то видел илислышал Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя Сюжет полностьюПридуман самимРебенком, необы-чен и оригинален
3. Разнообразие образов, использу-емых в рассказах Говорится об од-ном персонаже (событии, вещи), сочень бедными характеристиками Встречаются два-три персонажа (вещи), и все они характеризуются с разных сторон Имеются четыре и более персона-жа (вещи, собы-тия), характеризу-емые с разных сторон
4. Проработан-ность и детализа-ция образов,представленных врассказе Персонажи (собы-тия, вещи и т.п.)только называют-ся и никак не характеризуются Не только назы-ваются, но и ещеуказываются одинили два призна-ка Объекты, упомяну-тые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками
5. Впечатлитель-ность, эмоцио-нальность обра-зов, имеющихся врассказе Рассказ не произ-водит впечатле-ния на слушателяи не сопровож-дается эмоциямисо стороны рас-сказчика У рассказчика эмоции едва вы-ражены, а слуша-тели эмоциональ-но слабо реаги-руют на рассказ Рассказ и его пе-редача рассказ-чиком эмоцио-нальны и вырази-тельны, а слуша-тель явно заряжа-ется эмоциями

Таблица 4

Шкала оценки уровня развития воображения

Уровниразвития Оченьнизкий Низкий Средний Высокий Оченьвысокий
Оценка вбаллах 0 2-3 4-7 8-9 10

Анализ результатов.

Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.

Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в таблице 5.

Таблица 5

Оценка уровня воображения на начало учебного года

№п/п Ф.И. ребенка Признаки Общеекол-вобаллов
1 2 3 4 5
1. Алина Ш. 1 1 1 1 2 6
2. Дима Т. 1 2 1 2 1 7
3. Владик П. 2 0 1 1 2 6
4. Саша С. 2 0 1 1 2 6
5. Яна Т. 2 2 1 1 2 8
6. Вика З. 1 1 1 0 1 4
7. Поля Ш. 1 2 1 2 1 7
8. Вероника Ш. 1 1 1 0 0 3
9. Богдан Г. 2 2 1 0 2 7
10. Милана Г. 1 0 1 1 1 4

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:

- низкий уровень развития воображения был выявлен у 10 % детей;

- средний уровень развития воображения составили 80 % детей от общего количества;

- с высоким уровнем – 10 %.

Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой.

2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

· фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [65];

· изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

· психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [79];

· сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

· элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

· «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

· Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» [61, С.96-97].

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

· Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

· Игра «Если бы…» [2, С.95-97].

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль, Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

· Игра «Изобретатели» [2, С.109].

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.