Смекни!
smekni.com

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе (стр. 6 из 7)

6.«Ошибаться нельзя». С практической точки зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Однако, слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли. Когда все идет гладко, мы об этом не думаем и склонны идти дальше тем же путем – путь этот, чаще всего, рутинный. Таким образом, ошибки – это знак, что «мы уходим от хорошо протоптанной тропинки».

Ошибка показывает нам, что используемый нами подход «не работает» - следовательно, требуется искать новый путь и постигать новые связи. То есть, ошибки заставляют нас «думать как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.

7.«Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной. Людям, которым нравится их работа, приходит в голову больше идей: о любимом деле приятнее думать, а мы склонны делать в первую очередь то, что нам приятно. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы находиться на рабочем месте, заниматься своими профессиональными обязанностями нам было приятно и интересно. А что может быть интереснее игры? Зачастую новые проблемы отпугивают, кажутся слишком сложными, неразрешимыми – вследствие слишком серьезного отношения к ним и страха совершить ошибку.

Этого можно избежать, если рассматривать решение любой проблемы как игру. Вспомните, как парила ваша мысль в детстве во время игр, понаблюдайте за детьми, которые способны соорудить палатку из старого зонтика и используют табурет вместо автомобиля.

8.Уверенность, что «это не моя сфера». Мир огромен и сфера приложения наших сил чрезвычайна обширна. Но – «нельзя объять необъятное» и, чтобы функционировать в этом мире, мы вынуждены сужать круг нашей деятельности, специализироваться. Так мы привыкаем лимитировать собственную деятельность – и мышление – рамками определенного круга задач и объема информации. Однако при генерировании новых идей подобные ограничения мешают; позиция «это не моя сфера» может загнать проблему в слишком тесные рамки и воспрепятствовать попыткам взглянуть на нее «со стороны других сфер». Кроме того, идеи, «работающие» в других областях, могут иметь совершенно неожиданное, оригинальное применение и в вашей деятельности – однако, это нужно увидеть, прочувствовать. Значит, нельзя зацикливаться на рассмотрении только своих профессиональных задач, поскольку «где бы вы ни шли, имеются идеи, ожидающие открытия». Для развития чувствительности к идеям, необходимо, в первую очередь, развивать «поисковые мотивы», расширять и разнообразить свои знания. Целесообразно систематически искать аналогичные ситуации – «часто проблемы, схожие с вашими, решены в других сферах».

9.Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих – отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки. С другой стороны, мы зачастую так прочно воспринимает какие-либо идеи, что они начинают довлеть над нашим разумом, руководить нами и мы мыслим уже только в рамках этих идей, чтобы самим себе не казаться «глупцами». Формируется привычка занимать соглашательскую позицию с самим собой или с мнением окружающих, оценивать любую идею с точки зрения «умно-глупо», отсеивая при этом самые ценные мысли, предположения только потому, что они не укладываются в определение «умно». Чтобы этого избежать, следует время от времени сознательно «валять дурака», настраивая себя на генерирование именно «глупых» идей.

10.«Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать. Проведенное психологами исследование группы ученых, выявило, что более творческие из них сами были уверены в своей творческости, тогда как менее творческие и не считали себя таковыми. Уверенность в том, что вы способны быть творцом, раскрепощает ваше сознание, дает волю воображению, позволяет «играть» своими знаниями. Формированию такой уверенности зачастую мешает представление, что творчество – удел избранных, что не всем дано творить.

Большинству людей, которых мы сегодня называем гениями, их великие идеи «не приходили как гром среди ясного неба», а являлись результатом кропотливой работы ума. Кроме того, творческие люди отличаются особой чувствительностью не только к «великим» идеям, но и к «маленьким». «Хотя они не знают, куда одна из идей приведет, но они знают, что малая идея может привести к большому прорыву и они верят, что такая возможность существует». Значит, чтобы стать более творческим, нужно внимательнее относиться к своим идеям и верить, что они приведут нас куда-нибудь[7].

3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе

Задания, направленные на разрушение «умственных замков»

Установка на один правильный ответ.

Задания:

1. Ситуация: снизился приток учащихся в университет. Назовите не менее трех возможных причин возникновения данной проблемы.

2. Известно, что общим критерием экономической эффективности деятельности организации является соизмерение расходов с результатом деятельности, т.е. определение того, насколько темп роста результата опережает темп роста расходов. Подумайте, на какие показатели эффективности следует ориентироваться в первую очередь при оценке деятельности строительной организации.

3. Известно, что в современных социально-экономических условиях меценатство является значимым источником финансирования для восстановления памятников архитектуры. Однако, у этого явления имеются и негативные стороны. Назовите не менее трех отрицательных факторов подобной деятельности.

2. «Это не логично».

Задания.

1. Найдите сходство и различия между технологией творческого решения проблемы и технологией принятия управленческого решения в строительной компании.

2. Докажите, что и бесприбыльная работа строительной организации может считаться эффективной.

3. Если бы у Вас была возможность создать собственную строительную фирму, какое бы направление деятельности вы для нее выбрали бы? Почему? Как изменилось бы Ваше решение в зависимости от региона (Северный Кавказ, Центральная Россия, Сибирь и т.п.).

3. Привычка следовать правилам.

Задания.

1. В основе «Философии менеджмента» Л.Ньюмена лежат три основных принципа решения управленческих вопросов: 1) хорошие отношения между служащими вытекают из разумной организации труда; 2) судьбы людей должны зависеть от мнения более чем одного человека; 3) выдвигать на более высокие должности следует более способных людей. Определите, в каких случаях не следует руководствоваться данными принципами. В каких ситуациях, не относящихся к деятельности профессиональных менеджеров, можно действовать в соответствии с перечисленными правилами?

2.аОбщепринято, что наиболее эффективным является демократический стиль управления. Подберите ситуации, при которых руководителям необходимо проявлять авторитаризм или либерализм (примеры – из деятельности строительных организаций).

4. Стремление быть практичным.

Задания.

1. В основе деятельности менеджера лежит разработка и принятие управленческих решений. Управленческое решение – это творческий процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1) изучение проблемы; 2) выбор и обоснование критериев эффективности; 3)анализ возможных последствий принимаемого решения; 4) выбор и обсуждение различных вариантов решения проблемы; 5) выбор оптимального решения; 6) принятие решения; 7) постановка конкретных задач перед исполнителями; 8) контроль исполнения принятого решения. Подумайте, что произойдет, если поменять местами 3) и 4) этапы; если исключить 3) или 8) этапы.

2. Важнейшими факторами конкурентоспособности любых специалистов являются творческий потенциал, способность к дальнейшему обучению, опыт соответствующей деятельности. Какие недостатки могут обнаружиться в деятельности специалиста вашей отрасли при отсутствии одного из этих факторов?

5. Склонность к избеганию двусмысленностей.

Задания.

1. Процесс коммерциализации строительного производства – объективная реальность. Определите положительные и отрицательные стороны этого процесса с точки зрения а) рабочих б) управленческого аппарата в) администрации города г) потребителей.

2. Сравните «Принципы научного управления» Ф.У.Тейлора» и «Принципы руководства» А.Файоля. Что между ними общего, в чем принципиальные различия (если таковые имеются)?

6. «Ошибаться нельзя».

Задания.

1. При выборе кандидата на должность преподавателя дисциплины «Технология стротельного производства» заведующий кафедрой руководствовался следующими критериями: возраст, опыт преподавательской деятельности, отсутствие вредных привычек, семейное положение, место жительства и др. Из всех кандидатов он выбрал человека, имеющего десятилетний стаж работы преподавателем педагогического ВУЗа (при равенстве баллов по остальным критериям). Выбор оказался неудачным. С чем это может быть связано?

2. Какие критерии вы можете добавить к перечисленным в п.1? Какие, на ваш взгляд, являются лишними?

7. «Игра в фривольности».

Деловые игры

1. Блиц-игра «Принятие управленческого решения». Проблема: Снизилась производительность работ строительной организации. Цель принятия управленческого решения: восстановить на прежнем уровне и, по возможности, увеличить годовой объем строительно-монтажных работ. Состав участников: директор предприятия, экономист, прораб, менеджер по рекламе, инженер по эксплуатации инвентаря и оборудования, архитектор-проектировщик. Деятельность участников: в соответствии с алгоритмом процесса разработки и принятия управленческого решения.