Смекни!
smekni.com

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста (стр. 5 из 7)

2) на выявление у них уровня развития психического времени;

3) на выявление уровня их отношения к художественному времени.

1. Диагностика восприятия физического времени.

Перед проведением первого и второго заданий мы познакомили детей с приборами, которыми можно измерять время – механическими и песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого было дано задание.

Задание 1. «Нарисуй картинку»

Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.

Дети с интересом восприняли задание, но во время выполнения постоянно отвлекались на часы, шумно обсуждали, кто успеет быстрее. В итоге рисунок был нарисован у некоторых детей не аккуратно (Коля А., Дима В.), у других не был закончен к концу минуты (Настя М., Кай Ю., Каролина З.). Интересно заметить, что после окончания временного интервала дети продолжили рисовать рисунки, не обращая внимания на часы. Возможно, это говорит о том, что дети не приняли инструкцию.

Задание 2. «Танец листьев»

Детям предлагается в течение од­ной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.

Дети выполняли движения свободно, не задумываясь, не чувствуя временных отрезков (Настя Т., Ваня С., Никита Л., Даша О. ). Лишь при повторении задания, ребята немного собрались, но, тем не менее, постоянно теряли ориентацию во времени.

Задание 3. Игра «Всему свое время»

Детям было предложено встать в круг, а педагог поочередно каждому бросал мяч, задавая вопро­сы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпают­ся?», «В какое время суток начинает темнеть?», «В какое время года холодно?», «Когда птицы улетают на юг?», «Когда начинается учебный год?», «В какой день начинается новый год?» и т.д.

С этим заданием справились практически все дети, это говорит о том, что в подготовительной к школе группе ведется систематическая работа по формированию представлений о времени (знакомство со временами года, частями суток, даются понятия о цикличности времени). Уровень восприятия физического времени в этом задании – константный.

II. Диагностика психического времени.

Психиче­ские процессы постоянно изменяются, отслеживать их значи­тельно сложнее, чем какие-либо иные умения детей, поэтому следующие диагностические задания проводились индивидуально.

Задание 1. «Путешествие в прошлое».

Ребенку предлагалось на машине времени переместиться в прошлое своей семьи, представляя развитие событий в зеркальном отражении, то есть рассказывать, используя прием обратного «прокручивания» времени. Это задание оказалось сложным для детей. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, но трудность состояла в том, что они не могли свободно перемещаться в прошлое, не использовали прием обратного прокручивания (Залимхан Б., Коля К., Данил Б., Рамиль Ш., Катя Л.). Это задание выявило неумение синхронизировать время и свободно в нем перемещаться.

Задание 2. «Путешествие в будущее».

Способность создавать образ будущего в деталях и в развитии - одна из самых важных способностей в развитии чувства времени.

Продолжая диагностику, мы использовали ту же машину времени. Она перемещала ребенка в будущее. Ему предлагалось рассказать о событиях жизни, которые его ожидают: это может быть ближайшее будущее («как я буду учиться в старших классах»), далекое будущее («когда я стану бабушкой») или будущее на другой планете («что я увижу на другой планете»).

Дети с увлечением включались в эту работу, некоторые дети выбирали ближайшее будущее, другие, очень немногие, будущее на другой планете. Дети выбравшие «путешествие в ближайшее будущее» (Каролина З., Коля К., Кай Ю.)составляли рассказ на основе представлений о школе, которые были получены на занятиях с воспитателем. Образы будущего создавались детьми фрагментарно, иногда прослеживалось единство пространства и времени (ситуативный уровень). Дети выбравшие «путешествие на другую планету» (Настя Т., Ваня С., Даша О.) рассказывали о супергероях из мультфильмов, но дети не могли создать образ будущего в деталях, не могли развить сюжет, не выделяли взаимосвязи пространства и времени (спонтанный уровень).

Задание 3. «Ветер».

Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени. Детям предлагалось свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении. Следует также учитывать характер команды: «Спокойный ветер» - передвигаться медленно, «Сильный ветер» - перемещаться, быстро подпрыгивая, «Вихрь» - очень быстро и легко бежать, меняя направление движения, «Стоп» - сразу же, но очень мягко остановиться.

Выполнение задания особого затруднения не вызвало. Большинство ребят справились с предложенным заданием, однако не все учитывали характер заданий (Настя Т., Залимхан Б., Коля К., Данил Б.), что говорит о том, что дети плохо чувствуют единство ритма, пространства и времени.

III. Диагностика художественного времени.

Задание 1. Игра «Машина времени».

Это задание-игра позволяет определить умение детей характеризовать художественное время. Детям предлагается по знакомой сказке попутешествовать в машине времени. Каждый раз при перемещении во времени или упоминании о времени машина времени делает остановку и «водитель» машины рассказывает, почему он сделал остановку. Чем больше остановок сделала машина, тем больше очков получает участник игры.

Дети самостоятельно не выделяли время в сказках, это происходило только с помощью педагога. Только после многократного повторения задания дети стали выделять и характеризовать время в художественных произведениях. Это еще раз подтверждает, что эти задания можно использовать не только для диагностики, но и для развития видов времени.

Задание 2. «Что чувствует твой любимый герой».

Это задание направлено на выявление цикличности в эмоциональных пережи­ваниях героев и умения сопереживать им в процессе драматурги­ческого построения сюжета. Детям предлагалось вспомнить любимую сказку или рассказ, в котором герой переживает по поводу каких-либо событий.

При проведении этого задания дети выбирали сказки и рассказы знакомые в этом возрасте. Это «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал «мяу»?». В этих произведениях действительно ярко прослеживается развитие чувств героев, однако дети (Ваня С., Глеб А., Кай Ю., Даша О.) просто пересказывали сказки, и в их повествовании прослеживалось лишь спонтанное эмоциональное сопереживание героям (спонтанный уровень).

Задание. 3. «Щелкунчик и его друзья» или «Карнавал животных».

Это задание-сказка выявляет умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Педагог под музыку рассказывал о том, что Щелкунчик собрался на карнавал, а у него нет друзей, но он очень хочет устроить себе и другим праздник. Детям предлагалось придумать разнообразных героев, которые могли бы стать друзьями Щелкунчика. Условие было одно: все герои должны быть разные, и танцевать на балу они должны свой та­нец, который характеризует их характер, подвижность, особенности, величину. Педагогом давались примеры: черепаха медлительная и малоподвижная, воробей быстрый и легкий, слон тяжелый и неповоротливый, кошка мягкая и изящная и т.д. Во время карнавала включалась та же музыка, и детям предлагалось двигаться свободно по всему залу в ритме и темпе выбранного животного, не сталкиваясь с другими «животными».

Данное задание дети исполняли охотно. Многие дети прыгали, скакали (Денис В., Ксюша С., Коля А., Коля К., Настя Т.), некоторые дети танцевали в ритме и темпе выбранного животного (Коля К., Данил Б., Ваня С., Даша О.). Другие дети в основном чувствовали только темп (Кирилл И., Глеб А., Кристина Л., Ангелина Ч.), однако ритмические особенности музыки в движениях детей практически не наблюдались. При включении в художественную деятельность дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, что соответствует ситуативному уровню проявления чувства времени.

Таблица выявления начального уровня констатирующего этапа эксперимента

Группы Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Физическое Психическое Художественное Физическое Психическое Художественное
Спонтанный 52%(13) 48%(12) 56 %(14) 52%(13) 60% (15) 52 % (13)
Ситуативный 28% (7) 40%(10) 36% (9) 32% (8) 32 % (8) 36 % (9)
Константный 16 % (4) 8 % (2) 4 % (1) 12 % (3) 4 % (1) 8 % (2)

Все эти задания носят не только диагностический, но и разви­вающий характер. Уже после выполнения этих заданий у детей начинают проявляться те или иные умения, характеризующие чувство времени.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам обнаружить в целом ситуативный уровень развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Однако, мы выяснили, что у детей есть потребность и стремление познавать окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени, чем в отраженном. Это объясняется тем, что практически освоенное время осознается детьми быстрее, чем интеллектуальным мыслительным способом. Однако наличие детей с константным уровнем проявления чувства времени, позволяют предположить, что у детей можно сформировать адекватные точные представления о разнообразных характеристиках времен и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия, разработана система игр, включающая дидактические, творческие игры и игры-упражнения.