Смекни!
smekni.com

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста (стр. 6 из 7)

2.3 Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);

2. Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности;

Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части эксперимента были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию чувства времени.

Развитие чувства времени велось в трех направлениях:

1) развитие физического времени

Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности.

Для развития физического чувства времени, использовалась дидактическая игра «Путешествие в страну часов», целью которой являлось знакомство детей с разнообразием часов (часы-растения, «петушиные», водяные, сол­нечные, песочные, часы-свечи, механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от «петушиных» до атомных). Эта игра способствует расширению и активизации словарного запаса, а также развивает память, мышление и любознательность. Эта игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах.

Проводилась игра «Танец цветов», задачей которой, было научить детей использовать элементы эвритмии для самовыражения в процессе пластического фантазирования, а также научить детей чувствовать временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Дети сами выбирали для себя любимый цветок, придумывали к нему движения под музыку, а когда музыка внезапно прекращалась, дети должны были застыть в любой позе.

Также в развитии физического чувства времени проводилась дидактическая игра "Как мы меняемся", целью которой являлось определение уровня понимания ребенком текучести времени. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности.

Игра "Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг.

Но как время истечет,

Путник снова отомрет.

С последними словами, играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

Также проводились игры на закрепление цикличности времени по временам года. Игра «Какое время года?» воспитывает умение соотносить текст с картинкой о времени года, также воспитывает сообразительность и быстроту мышления.

Игра «Когда это бывает?» закрепляет знания о частях суток, развивает связную речь, активизирует словарь.

Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю.

2)развитие психического времени

Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии.

Игра «Было-будет» упражняет в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагалось на основе художественных произведений определять, когда говорится о прошлом, когда о настоящем, а когда о будущем. После того как игру провели несколько раз, предложили детям усложненный вариант: воспитатель произносит слова «есть», «было», «будет», а дети придумывают к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.

Игра «Карусель» упражняет детей в быстром и медленном темпе речи, в согласовании слов с движениями. Дидактическая задача этой игры учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игра «Золотой свет» знакомит детей с возможностью свободно перемещаться во времени: льется сказочный свет и, попадая в него можно перемещаться в сказочное время.

Игра «Путешествие на машине времени» помогает детям свободно перемещаться в прошлое (если создать детали убранства, одежды прошлого), будущее (при использовании изобразительной деятельности дети создают образы будущего).

3) развитие художественного времени

Цель: развивать умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета.

Так как художественное время осваивается в сказках, историях и рассказах, мы предлагали детям сначала прослушать сказки, в которых герой переживает по поводу каких-либо событий - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Аленький цветочек», «Золотой ключик, или приключения Буратино», а затем проводились беседы, в которых детям предлагалось выделить и охарактеризовать время в этих сказках. Для выявления цикличности в эмоциональных переживаниях героев, велась работа через костюмированные представления по мотивам прочитанных сказок.

Таким образом, формирующий этап эксперимента представляет собой организацию педагогической работы, где осваивается в специально организованной деятельности понятия о чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни.

2.4 Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.

Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.

При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.

Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках – задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания – сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.

Количественные данные приведены в таблице:

Итоговый этап эксперимента

Группы Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Физическое Психическое Художественное Физическое Психическое Художественное
Спонтанный 16%(4) 20%(5) 20%(5) 44%(11) 52%(13) 40%(10)
Ситуативный 32%(8) 40%(10) 32%(8) 36%(9) 28%(7) 36%(9)
Константный 48%(12) 36%(9) 44%(11) 16%(4) 16%(4) 20%(5)

Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".