Смекни!
smekni.com

Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе (стр. 2 из 4)

Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, воспитатели применяют на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия

В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т. п.).

Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: "Посмотри, какая дорожка длинная получилась". Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: "Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка".

Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: "Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?". Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.

Задача воспитателя – подвести детей к изображению "по замыслу". С этой целью он как бы включается в процесс "черкания" и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.

Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.

Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.

Например, под известную песенку "В лесу родилась елочка" появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, "зажечь" фонарики и т. п.

Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: "зажигает" на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.

В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: "Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…" Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.

Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные "зайчики", а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик "прыгнул" на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски – и "поймал" солнечного зайчика. Потом зайчиков "ловили" дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: "Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам".

4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий

В соответствии с методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.

Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.

В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.

Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва не падает со "сломанной" ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.

Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.

В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.

Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и "ам-ам" – съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: "А мне?" Прибежал зайчик-побегайчик: "А мне?" Воспитатель спрашивает: "Где же мышке и лягушке взять яблоко?" Если ребенок не догадывается, взрослый сам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: "Угости мышку и лягушку яблоками". Подобные игровые приемы направлены на стимулирование повторных изобразительных действий.

Однако есть дети, рисующие смело и уверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и "оживляют", обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем уверенно рисует красные яблоки, но меньшей величины: "Вот еще, еще, еще!" Обращается к мальчику, сидящему рядом: "Хочешь попробовать яблоко? Оно вкусное". Тот отказывается. "Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, как вкусно!" Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенок играет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий. Кроме этого,