Смекни!
smekni.com

Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе (стр. 4 из 4)

Оказывается, художники могут быть добрыми волшебниками, если своими рисунками смогут взволновать, пробудить добрые чувства у каждого из нас. Конечно, дети знают, как помочь дереву, и они готовы это сделать. На столах уже лежат листья (листы белой бумаги, выполненные в виде листьев), волшебные карандаши из свечки, кисти и акварель. Чем больше друзей будет у волшебного дерева, тем быстрее можно победить злого волшебника. Дети рисуют на листах портреты персонажей любимых сказок, а затем взмахом "волшебной палочки" - кисти с краской оживляют листья. Дети дарят листья дереву сказок, и оно обретает много новых друзей. Звучит музыка, возвещая о победе над злым волшебником, дети подходят к дереву, радуются его возрождению.

Эвристический характер изобразительной деятельности детей стимулирует игровой прием, реализуемый по принципу: отгадай и дорисуй. Поисковая творческая деятельность сопряжена с успешным решением изобразительной загадки. На этапе предварительной работы педагог проводит викторину на тему "Мои любимые сказки". Цель данного этапа - активизировать работу памяти, воображения, формировать положительный эмоциональный отклик на характер образов произведений.

Вводная часть занятия начинается с изобразительной загадки, которую педагог задает группе. Внимательно всматриваясь в незавершенный рисунок, дети стараются узнать в нем знакомый образ. Тот, кто отгадал первым, получает право дорисовать, завершить рисунок и открыть конверт. Оказывается, это веселый медвежонок Винни. Он принес детям целую книжку загадок. Если каждый правильно сможет дорисовать свой рисунок, а затем объединить их вместе в нужной последовательности, то все вместе дети смогут назвать сказку. Дети всматриваются в незавершенные рисунки, выполненные простым карандашом, а затем с помощью фломастеров рисуют отгадки. Когда все рисунки готовы, их раскладывают на столе так, чтобы Винни смог увидеть свою книжку в картинках. Дети называют сказку и получают в подарок от веселого медвежонка Винни книжку с этой сказкой, красочно иллюстрированной художником, а свою дарят Винни.

6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.

Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Игровая ситуация для детей младшей группы на занятии по рисованию на тему "Курица с цыплятами"( в первой части занятия).

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова " Курица с цыплятами"

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Показывает детям иллюстрацию к стихотворению.

2. Игровая ситуация для детей средней группы на занятии лепкой на тему "Мышка-норушка"( во второй части занятия).

Накануне занятия воспитатель рассматривает с детьми картинки, где нарисована мышка, беседует о ней. Дети сами определяют, какой она формы, цвета, вспоминают, где она живет, что может есть. Воспитатель спрашивает, какие сказки про мышку знают дети, подводит их к выделению характерных свойств животного: мышка маленькая, быстрая, с острыми зубками и длинным хвостиком.

Начиная занятие, воспитатель спрашивает детей:

— А про кого это говорят — норушка?

- Про мышку.

— Правильно. Мышка-норушка. Она маленькая, живет в норке. (Достает игрушку и показывает детям.) Вот она! Сегодня мы ее будем лепить. Давайте подумаем, с чего надо начинать лепку.

— С туловища.

- Правильно! А какой оно формы?

— Овальное.

— Да, только там, где у мышки голова, немного острее. Вот посмотрите, как это сделать. У меня ком глины, я немного отделю глину на ушки и хвостик. Из большого куска сначала скатаю шар, а потом слегка раскатаю его. Теперь один конец еще слегка раскатаю ладонями. Вот так. (Располагает ладони под углом друг к другу.) А сейчас пальцами сделаю кончик не таким острым. Что еще есть у мышки?

- Ушки.

— А какой они формы?

- Круглые.

- Как их сделать? А вот так. Надо скатать два маленьких шарика и расплющить в ладонях. (Шарики приготовлены заранее. Воспитатель только расплющивает их.) Сейчас их нужно прижать к туловищу по бокам заостренного конца, где у мышки мордочка. А какой у мышки хвостик?

— Длинный.

- Он весь одинаковый?

- Нет, у туловища толще.

- Правильно. Догадайтесь сами, как слепить хвостик.

3. Игровая ситуация для детей старшей группы на занятии по аппликации на тему сказки "Федорино горе".

Перед сюжетной аппликацией проводится несколько занятий по аппликации посуды. За день-два до занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского "Федорино горе", показывает иллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит, что сегодня дети будут делать аппликацию на тему известного им стихотворения "Федорино горе".

— О чем там рассказывается, Таня? Правильно, о том, как посуда убежала от грязнули и неряхи Федоры. А еще о чем?

— Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась.

- А про какую посуду там говорится?

— Про тарелки, стаканы, чашки, чайник.

— Верно! Вот я сделала вам фигурку Федоры, приклейте её. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет вырезать. Оля, ты придумала, что будешь вырезать?

- Чашки с блюдцами.

— А Игорь?

— Стаканы.

- Можно вырезать разную посуду. Давайте сразу договоримся, что мы изобразим: как посуда убегает от Федоры или как возвращается назад. (Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мы изобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.

В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.

В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Воспитатель говорит, что вечером они покажут эту работу ребятам других групп и родителям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.

2. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.

3. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.

4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.

5. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М: Просвещение, 1977 г.

8. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

10. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-

11. М.:Просвещение, 1978 г.