Смекни!
smekni.com

Способности и одарённость в младшем школьном возрасте (стр. 12 из 14)

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

7. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы)

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность .

2. Его любят одноклассники .

3. Лидер в нескольких видах деятельности .

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что я уже сделала, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная мной характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено.

Подведение итогов

Постоянные наблюдения за работой класса, сравнение стилей преподавания учителей в других классах позволило мне сделать следующие выводы. Вне зависимости от системы обучения (Занковская ли это система или Давыдова, Эльконина, традиционная ли) огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах.

В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: во-первых родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Хочу привести цитату Л.Н. Толстого: ”Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем”.

Таким образом, практически в руках учителя оказываются детские души. Ребенок безотчетно доверяет взрослым, он следит за их реакцией. Например, я столкнулась с такой ситуацией. Ученик один раз набрался смелости и высказал на уроке какую-то свою мысль, а учитель пришел в восторг от этого. Дальше этот ребенок уже старался как можно чаще выступать со словами: а мое мнение....,я не согласен с....., я считаю так..... И все бы было прекрасно, если бы ребенок понимал разницу между тем, что он говорит и для чего. Постепенно для него уже перестал иметь значение смысл произносимого, его волновало только одобрение учителя, его похвала. Так, говоря о честности и дружбе на уроке чтения, мальчик рассуждал, не пропуская эти понятия через свою душу, как будто его попросили объяснить правило по русскому языку. И такие случаи не единичны.

Так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы.

“Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), меньше работы ведется на развитие творчества. Так дети показывают отличные результаты на контрольных работах, техника чтения превосходит все самые смелые ожидания. Однако такие успехи стоят детям огромных усилий. В первом классе дети имеют по несколько тетрадей: одна для работы в классе, другая для работы над ошибками, третья тетрадь “для показа”. По четыре, пять номеров домашнего задания каждый день, конечно, не могли не поднять общую успеваемость.

Но ребенку, который еще не достаточно умело держит ручку в руках, такая нагрузка часто не по силам.

К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Лишь умело, используя их, можно добиться высоких результатов. Кроме того, нужно учитывать, что дети после уроков не идут домой, а занимаются дополнительно в различных секциях, музыкальной и художественной школах. Такая нагрузка тяжело сказывается на психике детей. Большая часть детей неуравновешенны, плаксивы. Например, ученик, решавший на уроке задачу, заплакал после того, как не смог ее решить, девочки часто плачут из-за двоек или порицания учителя.

Усугубляет обстановку и то, что у детей (в академических классах) выработался комплекс превосходства, который часто поддерживается взрослыми: если ты будешь плохо учиться, то тебя выгонят из академического класса, переведут в обычный. Дети привыкают считать себя избранными, поэтому тяжело переживают неудачи. Нужно сказать, что это беда многих академических классов. Это говорит о реально существующей проблеме дифференцированного обучения.

Часто не от методики преподавания зависит качество воспитания и обучения, а, прежде всего, от собственных достоинств учителя. Как мне кажется, есть необходимость задуматься о системе отбора и подготовки учителей не только с профессиональной точки зрения, но и с этической, моральной.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Домашнее сочинение проведено 11 марта 2010 года в 3 классе

СОШ №15.

Тема: Сказка о весне.

Тексты сочинений.

Пришла весна.

Однажды, тихим утром, пришла весна. Начали журчать весенние ручейки.

- Свобода, свобода, наконец – то мы выбрались из подо льда, теперь можно журчать целую весну, целое лето! Свобода!

А сосульки ревели:

- Всё, нам конец, весна пришла! Конец моей жизни! Мы таем!

А птички запели:

- Весна пришла, весна пришла! Теперь можно поедать личинок! Теперь мы можем покушать! Весна, мы тебя любим! И птички окунулись в лужицу.

Весна радовалась словам ручейков, птичек. И она любила приходить внезапно.

Даже медведь вышел из берлоги и что-то пробормотал:

- Ох, весна пришла, а я ещё между прочем спать хочу! Я за зиму не выспался!

А лисица вышла из своей норы и прошептала про себя:

- Теперь, косой, ты от меня не уйдёшь!

Все звери в лесу радовались весне. Птички пели, а звери играли. И им нравилась такая жизнь!

___________________________ Коротковой Насти.


Весенняя Тролиляндия.

Жили-были в одном сказочном городке весёлые зелёные тролли. И у них была всегда весна. Дома были построены из белого шоколада. А за городом у них находился парк развлечений, Который они назвали Трали-Вали-Ленд. Там были карамельные горки, красивое пузырящееся озеро Пепси, комната смеха из фруктового желе. Тролли ночью работали на шахте, добывая волшебные камни счастья. Эти камни они отправляли во все сказочные государства, чтобы все вокруг были счастливы, а днём веселились в Трали-Вали-Ленде.

Однажды в их городе стало пасмурно, к ним приближался серый злобный великан. Веселье раздражало великана, и поэтому он забрал у них весну. Весёлые тролли стали очень грустные, они перестали работать и отдыхать, а целыми днями плакали в своих шоколадных домиках.

Но как-то раз об их горе узнал герой по имени Гринпис. Он немедленно прилетел в Тролиляндию. Зарядил свою пушку камнями счастья и выстрелил в великана. Камень попал великану прямо в сердце, и он стал добрым и вернул весну троллям. А вместе с весной в город снова пришло счастье и веселье.

_________________________________Дунаева Вани.

Бурундучок.

Жил был бурундучок. Проснулся он после зимней спячки, а в лесу было сыро, хмуро и очень голодно. Вышел он из своей норки , порылся в снегу и увидел подснежник. Подошёл к нему и хотел его съесть. А подснежник заговорил человеческим голосом:

-Не ешь меня, бурундучок, послушай что я тебе расскажу. Весну-красу украл злой ястреб. Спасти весну можешь только ты. Тебе нужно идти на высокую скалу в логово злого ястреба и обхитрить его. Когда он улетит на охоту, ты должен освободить весну.

Бурундучок узнал, когда ястреб улетел и освободил весну. И сразу в лесу стало сытно, красиво, весело. Животные стали пробуждаться от зимней спячки, расцвели цветы, распустились листья на деревьях.

А ястреб с той поры парит высоко в небе, высматривая бурундучка.

_______________________________Фёдорова Антона.

Сказка о весне.

Давным-давно, когда ещё гномы дарили людям золотые монеты, звери понимали человеческий язык, а весна дружила с зимой, жили-были дед и баба. У них было много внуков и внучек. Они были старенькие, чтобы уследить за такой оравой. И вот они решили построить детский сад. Муравьи трудились неустанно, расчищая поляну от мусора. Бобры натаскали брёвен и построили домик-дворец. Бабочки крылышками почистили окна. Пауки соткали ажурную тюль и повесили шторы. Много трудилось насекомых и животных, наконец, ранним утром на полянке среди цветов появился сказочный дворец. Всё было готово, но внукам и внучкам не хотелось покидать стареньких деда и бабушку. Тогда они попросили весну превратить деда и бабушку в принца и принцессу. Весна заиграла в волшебную дудочку, и старички превратились в молодых и красивых принца и принцессу. И все зажили счастливо и весело во дворце.

Вот такое произошло чудо на лесной полянке!

_____________________________________Сирунян Маши.

Как весна зиму победила.

Однажды встретилась Зима с Весной и поспорили: кто из них сильнее и красивее. Зима сказала:

- Я белоснежная красавица, сильна своими морозами и метелями. Моих морозов боятся звери, птицы и люди. И меня никто не победит.

- Посмотри, - весело сказала Весна.

Настало время Зимы. Завыли вьюги, всё кругом замело. Звери и птицы попрятались: им не хватало корму. Реки замёрзли. Зима радовалась:

- Вот я какая сильная и красивая. Когда придёт время весны, не уступлю ей место, не одолеет она меня.

И всё сильнее трещали морозы. Но вот наступил март месяц. Дни стали длиннее, солнце ярче. Это незаметно стала наступать Весна. Сугробы стали таять, появилась капель. Зима боролась с Весной, но силы её покидали. И вот они вновь встретились: Зима и Весна.