Смекни!
smekni.com

Способности и одарённость в младшем школьном возрасте (стр. 9 из 14)

Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьется на две больших команды.

Если Вы играете в эту игру с более старшими детьми, можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это дает детям больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.

«Волшебный ящик»

Цели: Здесь дети могут использовать свой актерский талант и способность понимать символические жесты и движения. Это хорошее упражнение для разогрева. Оно весело и интересно побуждает детей сосредоточить свое внимание на группе.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, вокруг. Представьте себе, что я принесла большой волшебный ящик. (Поставьте воображаемый ящик в центре круга и покажите, как он открывается.) Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать нам, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из волшебного ящика, он может присоединиться к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.

Я покажу вам, как это делается... (Например, Вы можете "вытащить" ведро с краской и "покрасить" воображаемую дверь. Позаботьтесь о том, чтобы во время каждой игры, по меньшей мере, три-четыре ребенка имели возможность показать свою пантомиму.)

«Что я делаю?»

Цели: В эту игру с воодушевлением играют, прежде всего, младшие дети. Она хорошо подходит в качестве разогревающего упражнения. Принесите в класс какой-нибудь предмет, например, веник. Комичность этой игры строится на том, что дети используют его в пантомиме как что-то другое, например, как гитару или лошадь. При этом дети находят бесконечное количество вариантов использования предмета.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла сюда метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр круга и без слов показать нам, в качестве чего он будет ее использовать. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать.

Я покажу вам сейчас, как это делается. (Возможно, Вам доставит удовольствие использовать метлу в качестве скаковой лошади и продемонстрировать детям, как вы скачете по лугам и полям.) Если кто-нибудь догадался, что я делаю, то пусть он крикнет об этом.

«Догадайся»

Цели: Наша любознательность расцветает, когда мы чувствуем, что жажда знаний приносит свои плоды, т.е. в тех случаях, когда мы получаем интересные и полезные ответы на свои вопросы. Некоторые дети не доверяют своей способности находить разумные ответы. Если они чего-то не знают точно, то чаще всего молчат или говорят: "Я не знаю". Они могут опасаться неточного ответа. Такой склонностью к перфекционизму страдают многие дети и, возможно, школа в целом. Если мы хотим иметь раскованных и любознательных детей, мы должны подкреплять их веру в свою способность догадываться. Догадка — это превосходный способ верного решения многих проблем.

В этой игре поощряется способность детей чаще полагаться на свои предположения, догадки и интуицию. Если мы будем с уважением относиться к догадкам и предположениям детей, они начнут чаще попадать в точку.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете абсолютно точно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете приблизительно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, о чем вы не знаете и можете только догадываться?

Иногда бывает лучше, если мы, не зная ответа на заданный вопрос, не отказываемся сразу на него отвечать, не говорим: "Я не знаю", а пытаемся догадаться. Поэтому я хочу поиграть с вами в угадывание. Мы начнем играть прямо здесь, в нашей классной комнате. Закройте, пожалуйста, глаза. Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые вы должны будете угадать. Сразу, как только вам в голову придет ответ, громко отвечайте мне:

— Сколько столов стоит в нашей классной комнате? Теперь откройте глаза и посчитайте.

— Сколько у нас в классе мальчиков и сколько девочек? Теперь откройте глаза и снова сосчитайте.

— Сколько человек из нас пришло сегодня в джинсах?

— У скольких детей в нашем классе светлые волосы?

— Сколько детей пришло сегодня в школу в отличном настроении? Теперь откройте глаза, спросите друг у друга и сосчитайте.

— Можете ли вы мне сказать, в каком настроении я пришла сегодня в класс? Теперь откройте глаза и спросите меня.

Не кажется ли вам, что угадывать интересно? Сейчас вам надо .будет догадываться о более сложных вещах, требующих, вероятно, 'Некоторого времени для размышления. Возьмите бумагу и карандаш и напишите имена двух детей из нашего класса. Или, если хотите, можете написать мое имя и имя одного ребенка. Потом придумайте по одному вопросу, который бы вам хотелось задать каждому из этих людей. Возможно, это будет вопрос, который давно не дает вам покоя, а может быть, вопрос, который пришел вам в голову прямо сейчас. Под каждым вопросом оставьте достаточно места. (Дождитесь, пока все дети запишут свои вопросы.) Теперь опять закройте глаза и представь те себе, что вы подходите к человеку, которому адресован ваш вопрос.

Услышьте в своем воображении, как вы задаете ему вопрос. Постарайтесь задать вопрос как можно дружелюбнее, чтобы человеку было приятно на него ответить. Постарайтесь увидеть в воображении, как он смотрит на вас и дружелюбно вам отвечает. Затем откройте глаза и запишите ответ. Потом проделайте все то же самое со вторым человеком. (В заключение дайте возможность желающим зачитать свои вопросы и ответы. После этого могут высказаться те, кому были адресованы вопросы.)

«Волшебный Вили»

Цели: Здесь любознательность ребенка пробуждается чувственно воспринимаемым действием. Играйте в "Волшебного Вилли" до тех пор, пока каждый из детей по очереди не поработает с ним. В результате у детей появится положительная мотивация и готовность к восприятию нового материала.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Я принесла вам сегодня нечто необычное. Этого нельзя увидеть, но можно потрогать руками. Вы можете размять это, как пластилин или глину, и сделать из этого все, что хотите — какую-нибудь вещь, игрушку, человечка. (Вытащите теперь "волшебного Вилли" — воображаемый комок пластичного материала — и покажите детям, как вы из него лепите.) Это "волшебный Вилли"— совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать... (Начните лепить какой-нибудь простой предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети быстро могли понять, как играть в эту игру. Это может быть тарелка, стакан или футбольный мяч. Затем передайте "волшебного Вилли" сидящему рядом с Вами ребенку. Всякий раз, когда воображаемый предмет угадывается, "волшебный Вилли" переходит к следующему ребенку.)

Далее рассмотрим некоторые тестовые задания, которые проводятся в форме игры, для изучения творческого мышления.

В своем исследовании я опираюсь на следующие факторы, установленные в исследованиях.

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность—фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Я предлагаю несколько тестов для оценки продуктов творческой деятельности.

1. «Эскизы»

Цель: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания —10 минут.

Тестовый бланк—это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга—1,5 см.

Пример рисунка для предварительного показа в тесте.

Оценивание

Проводится по трем показателям.

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.

Б = п, где п — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.