Смекни!
smekni.com

Терапевтический подход к инновациям в образовании (стр. 2 из 4)

Для реализации терапевтического подхода в профессиональном педагогическом образовании на протяжении жизни важна идея Дж. Бюдженталя о том, что терапевт не борется с сопротивлением клиента и не старается его разрушить. Он старается найти конструктивные аспекты сопротивления и подкреплять их, помогая уменьшить калечащие аспекты. Для терапевтического взаимодействия с педагогами в формате учебных программ считаем полезными интервенции, направленные на сопротивление, предложенные Дж. Бюдженталем. Такими последовательными, "помогающими" отказаться от сопротивления шагами являются: отслеживание (привлечение внимания к сопротивлению, подчеркивание частоты его использования, зависимости от него); разъяснение эффектов (каким образом сопротивление заставляет человека в данный момент объективировать себя, снижать эмоциональную вовлеченность); разъяснение неслучайности (это не речевая привычка или мимолетная небрежность, а мотивированное действие); демонстрация альтернатив; разъяснение функций; освобождение и перемещение. Постепенно клиент учится видеть сопротивление как часть самого себя и осознает, что у него есть возможность выбора и регулируемого контроля.

Еще одним важным условием эффективной терапевтической работы тренера-консультанта по подготовке педагогов к инновационной деятельности является "опознание" в себе тенденций "приписывания" педагогам собственных взглядов и убеждений; общения с точки зрения собственных установок, моральных стандартов и личностных паттернов; изначальной уверенности в том, что слушатели готовы к изменениям. Непозволительны и неэффективны во взаимодействии с ними увещевания; морализаторство; моральное осуждение и критика педагогического сообщества; злоупотребление фактами деструктивного влияния педагога на ребенка и негативной статистикой. Групповая (профессиональная) идентификация ("это неправда, это не про педагогов"), отрицание ("это не обо мне лично", "я это и так все знаю") затрудняют работу. В таких случаях сопротивление усиливается. Как пишет Г. Фигдор, стратегии "посланий сверх—Я", адресованные к совести, и вера в то, что под их влиянием (на основе новых познаний и рационального мышления) поведение может измениться; советы, направленные на сознательное благоразумие, обречены на провал. Любая попытка изменения представляет угрозу душевному равновесию, что является причиной бессознательного бойкота советов. Педагоги достаточно уязвимы, по отношению к ним нежелательны "атакующие" агрессивные психотехники и методы обучения.

Терапевтический подход предполагает заботливое отношение и равное уважение сил, призывающих человека к изменениям, развитию, и сил стабильности, сопротивляющихся им. Необходимо деликатно относиться к естественному беспокойству перед перспективой перестройки. Чем глубже изменения, тем сильнее тревога и сопротивление, тем выше риски. Однако практика подтверждает, что, проявленная с самого начала забота и чуткость по отношению к сопротивлению, страхам, сомнениям, ошибочным представлениям, существующим у педагога, может сместить равновесие в пользу решения продвигаться дальше в самопознании, самоизменении, самотерапии. Поэтому конфронтацию (терапевтический прием, состоящий в предъявлении неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки) следует осуществлять не в прямой (жесткой, вербальной), а в скрытой форме — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных техник. Важно, чтобы обучение педагогов инновационным формам и методам происходило на фоне корректного отношения к их опыту и адаптационным возможностям с использованием таких педагогических приемов, которые подразумевают "тонкое отношение человека к человеку", например арттерапевтических техник. Цель такого обучения не "переделка" педагога, не транслирование ему новой информации, не озадачивание инструкциями. Речь идет о холистическом подходе — создании условий, стимулировании внутреннего осознания (инсайта), которое распространяется на жизнь в целом, а не только на педагогическое взаимодействие как фрагмент профессии.

В современной литературе предлагаются простые и, на первый взгляд, доступные рецепты преобразований в образовании, призванные «упростить революционные открытия до такой степени, чтобы все клиенты "массового рынка" могли быстро и легко их освоить». Подчеркивается, что массовое внедрение инноваций позволяет преодолеть существующую пропасть "одним прыжком" и является залогом успеха, а "главная задача сейчас заключается в том, чтобы провести переподготовку всех преподавателей таким образом, чтобы они знали, как объединить лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения" [9].

Крайне "революционный путь" реформирования образования грозит очередными невосполнимыми потерями для здоровья. Глобальная "конвейерная" переподготовка педагогов как ответ на внедрение 12-балльной системы оценивания в школах Украины, кредитно-модульной системы, независимого тестирования в университетах, повальное внедрение разнообразных рейтингов — очередной мощнейший стресс для всех участников педагогического взаимодействия. Чаще всего эти инновации психологически не подкрепляются и не сопровождаются. Например, одной из современных инноваций являются рейтинги. По нашему мнению, основой для понимания возможности или неприемлемости их использования в образовательной среде является принцип "живое—неживое" (хотя и "неживое" олицетворяет собой кого-нибудь: школа — директора, класс — классного руководителя, "уровень воспитанности" — конкретного ребенка). Отделить результаты деятельности от самого человека очень сложно. В некоторых образовательных заведениях рейтинги превращаются в публичное унижение достоинства учеников, учителей, показатель личностной несостоятельности. Последствия и эффекты неосознанного и неграмотного внедрения этой технологии известны лишь самим "героям" рейтингов, их близким и психологам, к которым все чаще обращаются за помощью. К сожалению, рейтинги чаще всего превращаются в инструмент манипулирования, злоупотребления властью, в конце концов — нарушения прав человека. С. Плаксий подчеркивает, что в связи с организацией, выстраиванием рейтингов вузов, их публикацией и использованием возникает много правовых, нравственных, теоретических, методологических, методических и профессионально-этических вопросов [10]. Еще одним примером непродуманного внедрения инноваций является проведение внешнего независимого тестирования выпускников средних школ. Оно имеет перспективные цели, но пока не обеспечено психологически грамотными механизмами реализации. Внимание обращено, прежде всего, на популистские аспекты (борьба с коррупцией, равенство шансов и т.п.). Однако следует рассматривать и этические проблемы использования тестов, поскольку они не всегда соответствуют поставленным целям, адекватно (в соответствии со школьной программой) составлены, правильно интерпретируются. Наша практика психологического консультирования выпускников-абитуриентов показывает, что независимое тестирование (в том виде, как оно осуществляется на сегодняшний день) не решает поставленных задач с точки зрения здоровьесбережения, а, напротив, актуализирует состояние тревоги и неопределенности.

Терапевтическая забота о здоровье молодого поколения предполагает снижение уровня тревожности в образовательной среде. Она всегда связана с дополнительными нервными перегрузками и сопровождается психосоматическими проявлениями — головной, желудочно-кишечной болями, повышенным артериальным давлением и тому подобное. Присутствие скорой медицинской помощи на пунктах независимого тестирования при его проведении является ярким подтверждением этого. В результате — страдают дети, родители, школы (которые в глазах выпускников потеряли свою значимость), университеты (недостаточно "обученные" выпускники школы не смогут приобретать профессию "по призванию", если не доберут баллы). Поэтому необходимым является психологическое сопровождение всех инноваций в образовании.

Э. Тоффлер подчеркивал, что каждая перемена и адаптивная реакция на нее требуют от человека определенной физиологической "оплаты". Они изнашивают человеческий организм постепенно. Существуют определенные пределы тех изменений в окружающей среде, к которым человеческий организм может приспособиться. Если заранее их не определить и безудержно увеличивать изменения, люди могут не выдержать воздействий.

"Революционность" в образовании, в частности, в педагогическом сознании, приемлема только в виде инсайта как мгновенного решения проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым), в соответствии с которой меняется характер поведенческих реакций. Педагогическая терапия способствует таким профессионально-личностным инсайтам педагогов.

Важную роль в оздоровлении образования играют экзистенциальные потребности педагогов, осознанное желание и готовность к изменениям, а также внимание к субъективному и процессуальному. Поэтому для повышения качества образования недостаточно (пере)подготовки педагогов, нацеленной только на "оснащение" их новым методическим инструментарием, на разъяснение того, "как" инновационные подходы реализовывать в педагогической практике. Чрезмерная озабоченность и увлеченность средствами без осознания процессуальных целей, либо подмена цели средствами (современные тенденции при внедрении интерактивных технологий ради самого факта их использования), центрирование на цели при невнимании к средствам, жестко структурированные, однозначные, линейные подходы, когда цель приравнивается или "привязывается" к конкретному средству (что наблюдается в разработках по компетентностному подходу), — это однобокие, непродуктивные подходы, игнорирующие природу человека.