Смекни!
smekni.com

Формирование нравственной культуры школьников (стр. 11 из 12)

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Этот предмет широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако, в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения.

Таким образом можно сделать вывод: учитывая многообразие современных технологий в педагогике воспитания, следует отметить, что одни из названных выше методов, используются в ней шире, другие – в меньшей степени. Анализ продуктов творчества (анализ результатов решения проблемных задач, конспектов, сочинений, продуктов труда и др.), беседа, анкетирование, формирующий (воспитывающий), эксперимент наряду с наблюдением, является наиболее доступнымими в педагогике и распространенными методами. Однако все большее распространение в педагогической науке получает метод тестирования.


Заключение

1.Воспитание школьников в условиях социально политической и эконо- мической нестабильности, реформирования системы образования – чрезвычай- но сложное и тонкое дело. Положение усугубляет отсутствие ясных оптими- стических общественных целей и перспектив, размытость ценностных ориента- ции, противоречивость разрабатываемых концепций и программ воспитания, а нередко нравственно и политически разлагающее влияние на подростков средств массовой информации.

Воспитание подростков - самая главная задача школы, поскольку представляет собой ярко выраженную элитную часть будущего, будущий интеллектуальный багаж, социальный потенциал общества и нации. Поэтому обучение в школе становится средством развития творческого потенциала нравственно ответственной, социально зрелой личности. школьные годы - это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности, профессиональная подготовка будущих специалистов. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей. В вузе происходит процесс формирования общей культуры, нравственной, правовой, эстетической и т.д. Преподаватели должны хорошо представлять себе особенности и возможности данного периода в жизни студентов, в их профессиональном и гражданском становлении, а также свою роль в этих процессах.

2.Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее ком- поненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечело- веческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла.

Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе. Культура нравственных чувств органически связана с культурой нравственного сознания, с приятными эмоциями, являющимися следствием проявления моральных ценностей во всех возможных ситуациях, непримиримость к аморальным поступкам. Культура нравственного поведения включает умение выбирать адекватную этическому мышлению позицию; осуществлять моральное решение; соблюдать единство моральных суждений и морального поведения; превращать правила этики во внутреннюю потребность личности.

Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.

Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности. Таким образом, можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения. Раскрытие нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие нравственной культуры студента.

3. Нравственная культура школьника обладает всеми признаками нравственной культуры современного типа личности с учетом возрастных особенностей и вида деятельности. Это интегральное качество личности, представленное единством когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную деятельность и творческую самореализацию. Она представляет собой сложное структурное образование, которое базируется на мотивационном отношении специалиста к деятельности.

Данные нашего исследования указали на недостаточный уровень сфрмированности нравственной культуры школьников. У подростков присутствует прагматично-утилитарное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости этического просвещения в школе. Хотя наши школьные годы остаются в целом верным гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но данные статистики говорят и о недостаточном уровне сформированности этих качеств. Такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности.


Список использованных источников

1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1979. – с. 224.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. - Ростов\Д. 2000. – с.122.

3. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное особие. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – с. 208.

4. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики \ Педагогическая диагностика. – 2005. - №3. – с. 56-79.

5. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры. // Вопросы нравственной культуры / Под. ред. В. Жямайтиса. – В., 1981. – с.58-59.

6. Гусейнов А.А. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – с.589.

7. Гусейнов А.А. Мораль // Общественное сознание и его формы. – М.: 1986. – с.160.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

9. Зеленкова И. Л. Этика: Учебно – методическое пособие. – Мн.: Университет, 1994.- с.159.

10. Зеленов Л.А. Становление личности. – Горький, 1989. – с. 166.

11. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн.: Универс-е, 2001.- с. 184.

12. Кант И. Сочинения: В 6т. – М., 1965, - т.1 г.1 – с. 270.

13. Кларин М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта.- М.: 1997. – с.16.

14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – с. 176.

15. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. – 1999.

16. Краевский В.В. методология педагогической науки. М.: 2001. – с.79, 80.

17. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: Автореф. дис. … - Л., 1987. – с. 18.

18. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.- Мозырь, 1998. ч.1.-с.9.

19. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2002. – с. 180.

20. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: Монография НИО. – Мн.: НИО, 1999. – с. 202.

21. Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Воронеж, 1998. – с.10.

22. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1998. – с. 464.

23. Нравственно воспитание личности: Учебно – методические рекомендации. / сост. Левчук 3.[ и др.] – Брест: Бел ГУ, 2002. – с. 43.

24. О состоянии и задачах развития национальной системы образования: Доклад министра образования РБ П.И. Бригадина на ІІ съезде учителей. \ Пралеска. 2001.№ 12. с.12 – 16.

25. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М.: 2003. – с.6.

26. Райс Ф. психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: «Питер», 2000. – с.656.

27. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика. – Мн.: БРУ, 1998. – с. 183.

28. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – с.480.

29. Рерих Н.К. О вечном. Книга о воспитании. – М., 1991. – с. 56.

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование, 1998. – с. 256.

31. Селевко Г.К. Социально – воспитательные технологии. – М.: Нар. Образование, 2002. – с. 176.

32. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: 1999.- с.123.