Смекни!
smekni.com

Особенности изучения лирического произведения в старших классах (стр. 3 из 13)

В старших классах проблемные ситуации создаются не только и рамках одного произведения. Задачи историко-литературного курса диктуют необходимость обращения к таким вопросам, как художественное своеобразие писателя, эволюция его мировоззрения и творческой манеры. Проблемные ситуации, связанные с этими целями, сложны и требуют от учеников сочетания концепционности, широты мысли и точности, пристальности взгляда. Это особенно трудно, когда речь идет об изучении лирики. Разговор о поэтическом своеобразии стихотворения в школе до сих пор иногда сводится к поискам эпитетов, метафор и сравнений. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, позиция поэта суживается до пределов одного стихотворения. В разборе поэтов лишь цитируют, но не открывают. Стихотворение в сознании школьников после такого анализа распадается на отдельные строки, слова, не сливающиеся во властный лирический поток. Между тем стихотворение - сложное поэтическое целое, в котором все взаимосвязано, взаимозависимо.

Открыть настроение произведения, обнаружить переливы чувства, найти причины его изменчивости, выявить сквозные, центральные образы - в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Внимание к поэтическим образам, раскрытие художественных средств должно неизменно вести к прояснению мысли, выявлению настроения, течения чувств в стихе. Только такой подход убедит учеников, что стихотворение - единый и прекрасный в своей стройности организм.

Итак, первая задача проблемных ситуаций при изучении лирики - показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо. Увидеть единство стихотворения - одно из важнейших усилий школьного анализа. В лирике единство поэтического произведения обозримо, и это создает благоприятную основу для постановки общего проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации в цепочке вопросов, подчиненных общему. Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее.

Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Поэтому вторая задача при изучении лирики состоит в преодолении изолированности произведения от всего творчества поэта. Надо выходить за пределы произведения, проверять свое впечатление от одного стихотворения сравнением с другими произведениями поэта.

Сопоставление разных стихотворений одного поэта может обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. И в то же время стихотворения разных периодов творчества открывают эволюцию мировоззрения и художественного метода поэта.

Глава 2. Лирика как предмет школьного изучения

2.1 Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении

Изучением жизни и творчества Сергея Есенина занимались и занимаются многие литературоведы, среди них Мешков Ю.А., Захаров А.Н., Павлов Ю. М, Занковская Л.В., Влащенко В.И., Шубникова-Гусева Н.И. и другие.

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду по материнской линии, большому знатоку церковных книг. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Они доводились Сергею дядьями. Сергей потом писал: "Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя - дядя Саша - брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах".

У Сергея Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. И юность была яркая - с множеством стихов, с влюбленностями, с мечтами. Геннадий Иванов говорит, что "никто в русской поэзии не писал так пронзительно об ушедшей молодости, как Есенин. Об этом вообще мало писали великие поэты. У Есенина это одна из основных тем. Но, может быть, острота боли и нежности поэта происходит еще от наложившегося интуитивного ощущения, что не только "отзвучавшие в сумрак" года молодости уходят, но сама Россия уходит. Такая Россия, которой никогда уже больше не будет. Как и молодости". [Иванов, 519]

Удивительной, не подвластной обычным человеческим меркам, была судьба Есенина. За тридцать лет он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Изменчивость созданного им поэтического мира тоже выглядит беспримерной. Оставаясь самим собой, этот художник вместил в себе одно словно бы несколько поэтов. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение несходящихся крайностей присущи ему как мало кому еще в истории русской литературы.

Когда весной 1915 года совсем еще юный Есенин приехал в Петроград, это явление поразило многих, но только самые проницательные наблюдатели увидели тут начало поистине дивной будущей судьбы.

Успех молодого поэта был стремительным и громким. Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира.

Александр Дмитриевич Андреев в своей книге "Есенин" показал юность поэта, его первые, но уже размашистые шаги в советскую поэзию, его первые уроки жизни, встречи с представителями рабочего класса Москвы и мальчишеское увлечение революционной романтикой. Легенда основана на документах о Есенине, на записках современников, разговорах с людьми, знавшими его лично.

Эпиграфом к книге служат слова А.С. Пушкина "Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала". По моему мнению, именно эти слова раскрывают всю творческую суть Есенина.

Изучением жизни Сергея Есенина занимается Сергей Петрович Кошечкин. Он является составителем книги "Жизнь Есенина", которая представляет собой хронологический рассказ родных, друзей, знакомых Сергея Есенина о жизни поэта, истоках его патриотической лирики, о связях поэта с видными писателями-современниками. Среди авторов воспоминаний: Е. и А. Есенины, М. Горький, Н. Тихонов, С. Городецкий, Вс. Рождественский, П. Чагин, В. Качалов, А. Миклашевская и другие.

С.П. Кошечкин является автором вступительной статьи книги, в которой он дает краткую биографию поэта и рассказ о его творчестве. Главная мысль статьи заключается в словах Кошечкина: "Читая Есенина, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени, само время. Тихая радость первых встреч с окружающим миром; робкие мысли о неустроенности жизни; милосердие к слабым, бедным, униженным; томление по "нездешним перелескам"; предчувствие небывалой грозы; восторг в дни революционной бури; ожидание скорого "мужицкого" рая и крушение этих надежд; растерянность и тяжкое похмелье в "Москве кабацкой"; минуты счастья с любимой женщиной; обретение веры в новые "путеводительные светы" и горькое сознание: "остался в прошлом я одной ногою…"; трагические раздумья о несовершенстве действительности и собственной души - ни о чем не умолчал поэт. Ничего не скрыл - ни хорошее, ни плохое, все выкладывал, как на духу: "Себя вынимал на испод". Распахнутость до конца: "Вот такой, какой есть…" Раздумывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил, и его раздумья были раздумьями о нем самом". [Кошечкин, 19]

В книге Станислава Юрьевича и Сергея Станиславовича Куняевых "Сергей Есенин" прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов.

Л.В. Занковская своей статье "Характерные черты стиля Сергея Есенина" раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после.

По ее мнению "поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: "Песнь о Евпатии Коловрате", "Марфа Посадница", "Ус" и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д. - получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Многие герои его исторических поэм гораздо ближе к фольклорным прототипам, нежели реально существующим личностям. Его персонажи жизненны, "укоренены". Добро и красота - суть их натуры и их жизни. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт "заглянул ему в душу" и увидел "нежность грустной русской души", увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной. Патриотизм Есенина глубоко органичен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родственники, родная земля, "шестая часть земли" - Русь. В "Персидских мотивах" у героя "в душе звенит тальянка", и "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". [Занковская // Литература в школе. - 2004. - №1]

В дореволюционной поэзии Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры.

Для этого периода стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: "Схимник-ветер шагом осторожным / Мнет листву по выступам дорожным".