Смекни!
smekni.com

Особенности изучения лирического произведения в старших классах (стр. 8 из 13)

Последняя главка - это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам "с поджиданьем седых матерей", думам деревенских баб, которых не пугнет "ни гром и ни тьма". Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края ("хоть бы стать мне кустом у воды"), его народом и великая сыновняя любовь к Родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни: "Припаду к лапоточкам берестяным, / Мир вам, грабли, коса и соха! / Я гадаю по взорам невестиным / На войне о судьбе жениха".

Последняя строфа, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, / Лишь к тебе я любовь берегу. / Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу".

Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в последние дни своей жизни, является поэма "Черный человек" (1923 - 14 ноября 1925). Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте.

Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла. Герой поэмы - желтоволосый поэт с голубыми глазами обращается к другу: "Друг мой, друг мой, / Я очень и очень болен". Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек.

Ироничным и нравоучительным тоном прескверный гость говорит о жизни "скандального" поэта, бесцеремонно копошится в его душе. Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые "голубой блевотой", гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.

Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что "это лучшее, что он когда-нибудь сделал". Говоря о "Черном человеке", он не раз упоминал пушкинского "Моцарта и Сальери".

Пушкина и Есенина сближает многое, и, прежде всего, тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве. Поэт - герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу "томит бессонница" и "черные мысли", к нему также дважды приходит "черный человек". Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы. И тем самым приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и болезни мира. Если зло есть в мире, тс оно есть в каждом из нас.

Многозначность поэмы создается ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и образностью. Образ Есенина диалогичен, он восходит к классической литературной традиции, народной мифологии и библейской символике. В народе существует поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. Зеркало также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии - символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).

Главное, что стоит понять, анализируя "Черного человека": это поэма не предсмертная (ранний вариант написан в 1923 году), а скорее философская. Основные ее мотивы, особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.

Есенину свойственна пушкинская всечеловечность и отзывчивость на каждое состояние человеческого бытия и отношение к жизни как бесценному дару и части общего пути, начало и конец которого скрыты от человека. Чувство вечного круговорота жизни.

"Наиболее ярким и крупным произведением Есенина о революции и первой любви является поэма "Анна Снегина" (1925), основное действие которой происходит с весны до поздней осени 1917 года. "Мужицкие войны" двух соседних сел, зажиточного Радово и обделенного землей Криуши, причины деревенских "неурядов", захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей." [Гулин // Литература в школе. - 2001. - №6]

Тема 3. Поэма "Анна Снегина" (материалы к уроку)

Свою поэму "Анна Снегина" Есенин написал в начале 1925 года за очень короткий срок (чуть больше месяца). "Работается и пишется мне дьявольски хорошо <... >. Я чувствую себя просветленным. <... > Я понял, что такое поэзия". Но замысел ее вынашивался довольно долго.

Необычный сюжет произведения о революции, где главная героиня - не революционерка, а дворянка, а потом эмигрантка - Анна Снегина; откровенная ориентация поэмы на русскую классику, и прежде всего на Пушкина, и одновременно смелое нарушение канонов классического жанра; смелое сочетание повествовательности, диалога, эпического сюжета и лирических воспоминаний о первой любви, а также другие новаторские черты "Анны Снегиной" выделяли ее среди поэм середины 20-х годов.

"Очень большая" и "очень хорошая", по словам самого автора, поэма, которой он особенно гордился, была встречена многими с откровенным непониманием и издевательской иронией. "Еще нянюшку туда - и совсем Пушкин", - шутили "друзья" поэта. Критики иронизировали, видя в поэме "любовную канитель" на фоне бунтующей деревни или "маленький лирический пустячок". На этом основании нередко отказывали "Анне Снегиной" в социальной значимости. Восхищались лишь рядовые читатели и некоторые критики, преимущественно в провинции.

Современные исследователи также расходятся в оценке "Анны Снегиной". Одни определяют главную тему поэмы, полную драматических коллизий, как революционную (Октябрь в деревне), другие считают главной тему любви, третьи видят ее самой "антикрестьянской" поэмой Есенина. "В "Анне Снегиной" "как сон, как утренний туман" слетела с его глаз романтическая дымка, через которую он видел русского мужика: верующим, крепким, работящим. Годы мировой и Гражданской войн, насилие власти, ответное насилие народа, разруха и нравственный распад, при которых было дозволено грабить награбленное, проявили в деревне все худшее, темное, завистливое, что теплилось в ней всегда". [Куняев, 167]

Каждое отдельное определение не отражает всего содержания этой многоплановой поэмы. Каждый автор по-своему прав и в то же время по большому счету не прав, так как смотрит на нее лишь с одной стороны. В то время как авторская позиция выявляется в сложном взаимодействии различных сюжетных линий, богатом подтексте и контрапункте противоположных оценок, которые дают ее персонажи происходящим событиям.

Доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева в статье "О поэме Есенина "Анна Снегина" обращает внимание на название поэмы, указывает на сходство сюжета "Анны Снегиной" и "Евгения Онегина". Она говорит, что "Анна Снегина" - самая пушкинская поэма Есенина (хотя здесь можно увидеть сознательное развитие традиций Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева и даже Н.В. Гоголя). Сходство "Анны Снегиной" с "Евгением Онегиным" проявляется в дворянской теме-перекличке сюжетных мотивов, писем Татьяны к Онегину и Анны к Сергею, сходстве фамилий главных героев - О-негин и С-негина, "разности" между автором и героем поэмы Сергеем." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. 2004. - №9]

Прославленный петербургский поэт едет в родные сельские места на дрожках, как Евгений Онегин "летел в пыли на почтовых". Есенин намеренно подчеркивает сходство с сюжетом пушкинского романа в мелочах, чтобы ярче оттенить различие. Поэт XX века рисует других героев в другой исторической обстановке.

В героине "Анны Снегиной" сохраняется нечто от пушкинской Татьяны. Известный поэт Сергей из "Анны Снегиной" также образ-смешение: в нем есть нечто от скучающего Онегина, но в отличие от пушкинского романа в стихах этот образ совмещает действующего героя и рассказчика, двух в одном. Причем Есенин, как и Пушкин, постоянно подчеркивает разность между самим собой, автором, и героем поэмы, которому дает свое имя, принимая на свой счет слова рассказчика из "Евгения Онегина": "Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной..." и т.д.

Кроме того, Есенин как бы меняет местами главных героев. Пушкинский Онегин "в деревне, вдали от суетной молвы", отвергает любовь юной Татьяны. Позже Татьяна, верная своему долгу, отказывает Онегину. У Есенина все наоборот: "девушка в белой накидке" ласково говорит "нет" своему юному другу, а, став зрелой женщиной и потеряв мужа, мечтает о новой возможности их любви. Но знаменитый поэт остается к ней холоден. Его больше волнуют перемены, происходящие в селе: "Скажите, / Вам больно, Анна. / За ваш хуторской разор?"

Шубникова-Гусева обращает внимание на то, что "некоторые автобиографические черты имеет образ героя-рассказчика, "знаменитого поэта", которому автор дает свое имя - Сергей - и свое призвание - он поэт - и даже свою славу "Москвы кабацкой", упоминая "стихи про кабацкую Русь". В то же время герой-рассказчик во многом не совпадает с автором поэмы. Он приезжает в родные места как давний знакомый и гость, живет не дома, а у мельника и смотрит на самого себя холодно, как бы со стороны. В 1917 году, к которому относится действие поэмы (исключая эпилог и последнюю, пятую часть), Есенин не испытывал чувства тоски, не был ни автором "Москвы кабацкой", ни знаменитым поэтом.