Смекни!
smekni.com

Психология и педагогика Юнита 2 (стр. 3 из 18)

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: “Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо".

В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) - создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Я.А. Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. ”Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки... ". Необходимо учить “на основании доказательств посредством внешних чувств и разума... ". Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.

Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632-1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Джон Локк - представитель английской педагогики - отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания “джентльмена” - светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела. Эта система в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала “дисциплину тела” и “дисциплину духа".

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в.Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712-1778).

Ж.Ж. Руссо принадлежал к французским просветителям, которые глубоко верили в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении “Эмиль, или О воспитании” (1762) Ж.Ж. Руссо рассмотрел путь воспитания свободного от феодальных предрассудков человека.Ж. Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью, с природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания И.Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Боле 50 лет И.Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII-XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана “теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

“Ничего нет постоянного, кроме перемены” - учил крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность - свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность - обучение, соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский (1824-1870) - великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов “Человек как предмет воспитания, ”О камеральном образовании", “Руководство к родному слову". Педагогические взгляды К.Д. Ушинского строились на следующих принципах: народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К.Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.

Рассматривая человека как предмет воспитания, К.Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. Он писал: ”Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Для этого учителю необходимо в совершенстве знать не только педагогику, но и психологию. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К.Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К.Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве, как историю своей родины.

Не менее важным принципом педагогической системы К.Д. Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека.

“Самое воспитание - писал Ушинский, - если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд, считая одним из важных видов умственного труда человека учение. К.Д. Ушинский требовал, чтобы оно, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а достаточно серьезным и трудным занятием. К.Д. Ушинский настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда.

К.Д. Ушинский многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения, рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К.Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

К.Д. Ушинский вскрыл научно-материалистические основы принципов обучения. Например, раскрывая сущность принципа наглядности, убедительно показал, что необходимость этого дидактического положения вытекает из особенностей восприятия человеком окружающего мира: чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления, тем представление о нем остается в памяти ярче, глубже, конкретнее.

Важное значение К.Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Много внимания он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.

К.Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит педагогический эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому от требовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.

Многогранное педагогическое наследие Ушинского оказало огромное влияние на развитие педагогической мысли в России.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.