Смекни!
smekni.com

Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста (стр. 2 из 10)

В этом вопросе нет единого мнения:

· Способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);

· Знания, умения, рассматриваются как один из компонентов способностей, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения ЗУН (С.Л. Рубинштейн).

· Одним из компонентов способностей является особая умелость руки как ре­зультат совершенствования, обобщения, умений и навыков (А.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев).

· Способность включает все подструктуры личности, в том числе ЗУН (К.К. Платонов);

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ори­ентировочных действий. В качестве доказательств он приводил следующие рассу­ждения:

· в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировоч­ные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами ре­шения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия – выполнение действий и достижение результата;

· знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

· задачи ориентировочных действий несамостоятельны, а они подчинены реше­нию более общих познавательных или практических задач. Когда исполнитель­ские действия сформированы, ориентировочные действия свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки задания (по данным А.В. Запорожца).

Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части дея­тельности.

Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятель­ность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следователь­но, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловлен­ности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями, умениями, с другой - в процессе этого овладения формируются способности.

А.И. Леонтьев в своих работах по проблеме способностей последовательно прово­дит мысль о решающей роли социальных условий воспитания и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. Основная идея Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку, как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений.

Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и противо­речивый процесс.

В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия.

В работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и др. показано, что не правы как те теории, которые провозглашают врожденность способностей (теории наслед­ственности), так и те теории, которые полностью игнорируют природные предпосылки способностей и считают их обусловленными лишь средой и воспитанием (теории приоб­ретенных способностей). В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, а во втором случае - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей внешние причины действуют опосредованно, через внутренние.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

· Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.д.

· Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

· Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с други­ми людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении [22, C. 41].

По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развития способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявления способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы к специальным способностям.

Специалисты выделяют общие и специальные способности. К общим способно­стям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, спо­собность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, бы­строта, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспе­чивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», ограниченно включающим в себя отношение к моральным нормам. Очевидно, в духовных способностях проявляется лич­ность. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному.

Таким образом, попытки определить содержание способностей предпринимались неодно­кратно разными исследователями. Содержание, структура способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе, но они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему или по структуре [7, C. 80].

2. Способности к изобразительной деятельности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания спо­собностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в опре­деленной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ори­ентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонталь­ных направлений;

· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

· способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобра­зительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональ­ное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и во­лю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного ана­лизатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего [7, C. 81].