Смекни!
smekni.com

Формирование инициативности в игре детей раннего возраста (стр. 9 из 12)

Для проведения дальнейшего эксперимента необходимо быть уверенными в том, что у детей есть соответствующий жизненный и игровой опыт.

Поэтому, для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений. Мы решили организовать экскурсии в кабинет врача, на кухню и за работой няни в группе. В кабинете врача была заранее продумана ситуация с приемом больного, роль которого выполняла девочка из подготовительно группы. Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание детей на главное, существенное. Тем самым, помогая разобраться в получаемых впечатлениях. Затем воспитатели вместе с экспериментатором разработали серию игр - занятий по данным темам, которые постепенно перешли в совместные игры с детьми. Где, играя с малышами, педагоги поддерживали у них интерес, стараясь усложнить ее содержание, но не мешая проявлению самостоятельной инициативы.

Для проведения эксперимента с отобранными детьми мы подготовили 6 проблемных игр, проводившихся индивидуально с каждым ребенком. В исследованиях К.Л. Печоры разработано 3 вида проблемных ситуаций: конфликтные, проблемные и напряженные. Конфликтные ситуации сочетают в себе определенный конфликт, с проявление отрицательных эмоций персонажа, и ту проблему, в которой он находится (плачет, не хочет, дерется, отнимает и т.д.). Проблемные ситуации содержат констатацию какого-то факта, не раскрывающего последовательность игровых действий (например: руки грязные, одежда мокрая, чай горячий, машина сломалась и т.д.). Напряженные ситуации включают в себя проблему с нагнетанием обстановки (чего-то хочет быстрей, скорей).

Итак, для каждой группы проблем была подготовлена своя тема и соответствующее оборудование. Эксперимент начинался с самостоятельной игры ребенка в предложенные игрушки, а педагог, идя от игры ребенка, ставил перед ним проблемы. Если ребенок затруднялся с решением задачи, то вместе с педагогом, путем наводящих и прямых вопросов, разворачивалась цепочка действий, приводящая к совместному решению. Самым высоким уровнем

проявления инициативы в игре считается, когда ребенок сам организует игру, ставит проблемы и их решает.

Детям были предложены следующие ситуации:

1. "Купание куклы"

оборудование: ванна, кукла, кубик, кирпичик, баночка из-под шампуня, лист бумаги.

Предполагаемые ситуации:

проблемная - кукла грязная, кукла мокрая;

конфликтная - плачет, мыло в глаза попало; голову мыть не хочет;

напряженная - кукла хочет игрушку помыть. Скорей, пока вода не остыла;

2. "Мишка заболел"

оборудование: стетоскоп, шприц, порванная бумага, пузырек, палочка, мишка, тряпочки.

Предполагаемые ситуации:

проблемная - мишка заболел, горлышко болит…;

конфликтная - плачет, не хочет укол делать;

напряженная - мишка хочет витаминку. Скорей уже ротик открыл;

3. "Ремонт машины"

оборудование: машинки, трубочки от сока, палочки, игрушка - пассажир, строительный материал.

Предполагаемые ситуации:

проблемная - машина сломалась; кончился бензин; пассажиру негде сесть;

конфликтная - две машины на одной заправке, хотят быть первыми;

напряженная - скорая помощь едет к больному медвежонку. Случилась авария, прокололи колесо;

4. "Катя готовит обед"

оборудование: кастрюля, чашки, тарелки, кубики, шарики, порезанные цветные полоски бумаги, палочки, ложки, тряпочки, кукла Катя;

Предполагаемые ситуации:

проблемная - кастрюля горячая; разлилось; посуда грязная;

конфликтная - Катя плачет, пальчик обожгла;

напряженная - гости пришли, а обед не готов, стол не накрыт;

5. "Кукла в парикмахерской"

оборудование: ножницы, пузырьки, палочки, цилиндры, кубики, 2 куклы, зеркало, фартук, посуда для инструмента;

проблемная - кукла хочет сделать прическу;

конфликтная - пришла подружка и плачет. Голову испачкала;

отобрала ножницы;

напряженная - кукла хочет писать;

6. "Зайка хочет спать"

оборудование: коробка, простынка, одеяло, подушка, кирпичик, чашка, лейка

проблемная - зайка устал; нет кроватки;

конфликтная - плачет, спать хочет;

напряженная - никак не засыпает. Скорей, он хочет попить.

В начале каждого эксперимента ребенку предлагалось поиграть в подобранные игрушки. Если ребенок не мог самостоятельно начать игру, то педагог предлагал тему и просил подобрать нужные игрушки.

Проблемные ситуации предъявлялись исходя из складывающейся игры в трех вариантах. Количество игрушек продумано так, чтобы ребенок использовал предметы заместители, воображаемые действия и ситуации.


Результаты эксперимента фиксировались в таблице № 3.

Имя, Фамилия ребенка Возраст Уровень развития игры методом диагностики № ситуации Проявление инициативы в игре
Инициатива в организации игры Решение проблемных ситуаций в игре Элементы воображения в игре
Сам развора - чивает сюжет Фаза подготовки игры Напряженная ситуация Проблемная ситуация Конфликтная ситуация Сам ставит проблему Замена дейст-вий словом Предметы заместители Воображаемые предметы Воображаемые ситуации
Егор Б. 2,6 2,6 1 - - - + - - + - + +
2 - - + + - - - + - +
3 - + - + - - + + - +
4 - - + - + - + + + -
5 + + + + - + + + - -
6 + + + + + - + + + +
Илья К. 3 2,6 1 - - + - - - - - + -
2 - - - + + - - - + +
3 + + - + + + + - + -
4 + + - + - - + + - +
5 - + + + + - - + + +
6 + + + + + + + + + +
Максим О. 2,6 2,6 1 - - - + - - - + - -
2 - + - + - - + + - +
3 + + + + - - - + + +
4 + - - + + + + + - -
5 + + + + + + + + + +
6 + + + + + - + + + +
Катя Ф. 3,2 2,6 1 - - - - - - - - - -
2 - + - - - - - - - -
3 - - - + - - - + - -
4 - - + + - - + - - +
5 - + + - + - - + + -
6 - - - + + - + + + -
Артем Т. 2,8 2,6 1 - - - + - - - - - +
2 - - + - - - - + - -
3 - + + + - - - + + +
4 - - - + + - + - - -
5 - - + + - - + + + -
6 + + + + + - + + + +
Алеша К. 3,2 2,6 1 - - - - - - - - - -
2 - - - + - - - - + -
3 - + - + + - - + + -
4 - - - + + - + + - -
5 - - + + - - - + + +
6 - + + + + - + + + +

В этой таблице были выделены те параметры проявления инициативы, которые для детей составляли наибольшие проблемы. Это самостоятельное разворачивание сюжета, фаза подготовки игры, воображаемые предметы и ситуации, предметы заместители, обозначение действий словом (см. ранговый ряд проявления инициатив в диаграмме № 6).