Смекни!
smekni.com

Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя (стр. 11 из 13)

35. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. – 368 с. - ISBN 5-314-00121-7

36. Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) [Текст] /М.С.Егорова // Вопросы психологии. 2000. №1. – С.37-42.

37. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма [Текст] // Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е.И.Щеблановой. М.: Интор, 1995. – 84 с. – ISBN 5-642795-3

38. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей [Текст] /И.Я.Лернер. — M.: Просвещение, 1982. – 134 с. – ISBN 7-54216-957-2

39. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М.Матюшкин. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 184 с. – ISBN 5-134625-8

40. Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова [Текст]. – М., 2000. – 264 с. – ISBN 5-631-457821-1

41. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. кл. [Текст] / Г.В.Терехова. - Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2002. – 201 с. – ISBN 5-123745-6

42. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 223 с. – ISBN5-841-795263-5

43. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента [Текст] / Р. Стернберг, Е. Григоренко// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред Д.Б. Богоявленской. М., 1997. 314 с. – ISBN 5-846253-5

44. Трик, Э.Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст]. М.: Издательство МГУ, 1981. – 28 с. – ISBN 5-871-94562-3

45. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с. – ISBN 5-9268-0345-4

46. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст]. СПб: Иматон, 1998. – 48 с. – ISBN 5-86239-035-7

47. Фетискин, Н.П. Психодиагностика детской одарённости [Текст] / Н.П. Фетискин. М. – Кострома, 2001. – 44 с. - ISBN 5-7591-0471-1.

48. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В.Хуторской. – М., 2007. – 320 с. - ISBN 5-691-00577-4

49. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников [Текст] / Н.Б.Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П.Щербо // Вопросы психологии. 1991. №1.

50. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] Е.И. Щебланова, Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. - М.; Воронеж МПСИ : МОДЭК, 2004. – 368 с. - ISBN. : 5-89502-542-0.


Приложение А

Тесты Торренса

1) Вербальные тесты.

Вербальные тесты включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 20 мин.

1. Задание «Спросить и угадать « — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

2. Задание «Усовершенствование игрушки « - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

3. Задание «Необычное использование» - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

4. Задание «Необычные вопросы « - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

5. Задание «Невероятные ситуации « требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.

2) Фигурные тесты

Фигурные тесты состоят из двух заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 20 мин. в общей сложности.

1. Задание «Нарисуй картинку» ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное, - идея.

2. Задание «Незавершенные фигуры, « сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего, тем, что позволяет понять другие показатели. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие показатели - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.


Приложение Б

Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник

Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения тестов 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет, проводятся в индивидуальной или групповой форме.

Субтест 1.Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения теста 3 минуты. Ответы записывают испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ даётся 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1* n

n = число уместных ответов; Б = беглость

2) Гибкость – число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты – шапку, корабль, игрушку и так далее, можно отнести к одному классу – Создание поделок и игрушек.

Следует приписать каждому ответу номер категории из списка приведённого в методики Е.Е. Туник, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, то есть иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории №12 – Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём 3 балла.

Г=3 *m

Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

Ответам ни подходящим ни к одной категории присваивается новая категория и , соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.