Смекни!
smekni.com

Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя (стр. 5 из 13)

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.П. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.[14]

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:[15]

­ паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

­ доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

­ сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

­ доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

­ ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

­ неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

­ формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

­ стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

­ высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

­ индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

­ проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Для дальнейшей выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

В современных социально-экономических условиях выявляется тенденция переориентации образования с типа «исполнителя», точно выполняющего действия по известному алгоритму, на тип «изобретателя», центрированного на нахождение новых, оптимальных путей в достижении цели.[16]

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Таким образом, опираясь на проведенный анализ литературы можно выделить следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:

- рассмотрение креативности как свойства всей личности;

- понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.


2 Диагностика креативности младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности

2.1 Описание программы и методов исследования

Первым этапом было проведение тестирования по методике диагностики креативности Е. Туник.

Вторым этапом было тестирование учащихся по классическому методу диагностики креативности Е.Торренса.

Третий этап - получение экспертных оценок учителей относительно креативности их учащихся.

Четвёртый этап – тестирование учителей по опроснику Д.Джонсона.

Пятый этап – интервьюирование учителей относительно уровня креативности, проявляющегося в повседневной жизни детей.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.[17]

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Еще одной методикой, используемой нами стала методика Е. Туник (см. Приложение Б).

Для обработки материалов исследования и извлечения из количественных данных информации, нами был проведен корреляционный анализ.

Корреляционный анализ проводился между показателями:

1. Результатов по методике П. Торренса и Е. Туник;

2. Результатов П. Торренса и экспертных оценок учителей;

3. Результатов Е. Туник и экспертных оценок учителей.

Корреляционный анализ проводился при помощи программы MS Excel 2003. Расчет коэффициента Манна-Уитни проводился нами при помощи программы Statistica Base.


2.2 Анализ результатов диагностики креативности школьников младших классов

Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3. Нами были объединены результаты тестов Е. Торренса Е. Туник и экспертной оценки учителей.

Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила 0,51, тогда как корреляции метода Торренса с экспертными оценками и метода Туник с экспертными оценками составили соответственно 0,47 и 0,10. Это свидетельствует о том, что оценка уровня креативности более адекватна по совокупности методов Торренса и Туник, так как они тесно взаимосвязаны между собой, о чем говорит коэффициент корреляции.

В день тестирования, после представления нас ученикам, мы попросили учителей сесть на задние парты, достали детям подарки – сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее наше общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление креативности в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.

Именно поэтому мы взяли за основу оценки уровня креативности у младших школьников методики Торренса и Туник и в процессе анализа сравнили их с экспертными оценками учителей.

Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (см. рис.1, Приложение В).