Смекни!
smekni.com

Взаимодействие социальной работы и педагогики (стр. 2 из 4)

В большинстве стран Европы и Америки, Азии и Африки социальная работа как личностная служба помощи людям развивается уже не один десяток лет. Фактически она родилась еще в конце XIX– начале XX в. и имеет глубокие исторические корни. В России, Беларуси и Украине, например, она имеет глубокие традиции милосердия и общественного духа, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи, фактически распределяясь между воспитателями и практическими психологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, органами социального обеспечения и охраны порядка, различными общественными организациями и формированиями. Здесь она в большей мере развивалась как бы изнутри, неофициально, снизу, непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводились научные исследования в этой области, и таким образом закладывались теоретические основы этой специфической области научного знания и социальной работы как самостоятельной профессии. Необходимость в этой профессии диктуется тем, что на каждом историческом этапе социально-экономического и духовного развития общества его системообразующие структуры – территориально-экономическая целостность, духовная общность и социальная политика – находятся, как правило, в относительно динамическом равновесии. Нарушение этой гармонии на нынешнем переходном этапе сопровождается существенными противоречиями и изменениями в различных сферах микро- и макросоциума. Ослабить эти противоречия, помочь преодолеть кризисные явления в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека и призваны различные формы социальной работы, в том числе и социально-педагогической.

Однако включение социально-педагогических методов в структуру социальной работы с населением вовсе не означает отождествление профессии социального работника и социального педагога. Тем более это не может быть достаточным основанием для отождествления социальной работы и социальной педагогики как двух самостоятельных наук, имеющих различный предмет своего исследования и свои специфические закономерности. Совершенно очевидно, что социальная работа является весьма многопрофильной и далеко не исчерпывается социально-педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогической науки. Она опирается на свои собственные разработки. Предметом исследования социальной работы как науки являются социальные процессы, закономерности и тенденции их развития под влиянием психолого-педагогических, социально-педагогических, экологических, экономических, организационно-управленческих, медико-социальных и других факторов. Предметом же исследования социальной педагогики являются, прежде всего, процессы образования и воспитания, социального познания и социального поведения, социального развития личности. Все, что выходит за рамки этих областей действительности, не может считаться предметом педагогической науки.

Социально-педагогическая специализация предполагает акцентирование внимания на социокультурной деятельности, процессах становления и развития личности как субъекта культуры, политики, экономики, познания. Социальная работа – это, прежде всего работа по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности личности. Личность в большей мере рассматривается как объект материальной и духовной культуры. Проблемы социализации, или включения в культуру, здесь играют гораздо большую роль, чем проблемы индивидуализации, становления и развития свободы самовыражения личности, превращения ее в активного субъекта познания, политики, культуры.

Фактическое смешение функций социального педагога и социального работника в российской и белорусской социально-педагогической практике общеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратить школу в центр социальной работы микрорайона. Этому во многом способствовало обобщение и распространение опыта временного научно-исследовательского коллектива «Школа – микрорайон» на базе лаборатории взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании учащихся по месту жительства Института общепедагогических исследований РАО под руководством В.Г. Бочаровой.

В Республике Беларусь экспериментальная проверка эффективности этого опыта была осуществлена на базе общеобразовательной школы №16 г. Бобруйска и Дулебской неполной средней школы Березинского района Минской области. Здесь школа была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась ориентация на непосредственный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с близким окружением. Педагогизация социальной среды стала рассматриваться как важнейшая проблема социальной педагогики, а социализация личности – как предмет социальной педагогики. Тем самым произошло фактическое отождествление социальной педагогики и социальной работы.

В эксперименте участвовали семейный социальный педагог, организатор свободного времени, социальный педагог личностного уровня, социальный психолог, социальный воспитатель, социальный педагог-организатор работы с одаренными детьми дошкольного возраста, социальный врач-педагог, социальный педагог культурного досуга, социальный дворовый педагог, социальный педагог профессиональной ориентации и социальной адаптации, социальный педагог по предупреждению правонарушений несовершеннолетними и ряд социальных педагогов и социальных работников другой направленности.

Исходя из представлений о социальной педагогике как профессии работы в социуме, внимание было сосредоточено на всех аспектах и направлениях социальной работы. В школе были созданы кабинет социального педагога, товарищество общественных помощников школы, служба социальной помощи населению, культурно-оздоровительный и информационно-правовой центры, комната доверия. Школа тем самым была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась его ориентация на непрерывный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с ближайшим окружением. Учитывалось также, что общение в различных сферах микросоциума – это не только межличностное воздействие, но и определенная система социокультурных отношений. Основным источником развития культуры и преобразования общественных отношений провозглашался сам человек. Не производственные отношения сами по себе, не экономический базис и идеологическая надстройка, не культурные традиции и не особенности социальной среды определяют взаимодействие личности и социокультурной среды ее жизнедеятельности, а уровень социокультурного развития самого человека, структура его потребностей и интересов, ценностных ориентации, убеждений, жизненных принципов и т.д., позволяющих осуществлять национально-этническое, социально-политическое, экономическое и иные виды самоопределения. Поэтому прежде всего школьников необходимо было включить в непосредственный процесс этой жизнедеятельности: личность в среде, личность в ситуации, личность в семье.

С этой целью проводилась диагностика и коррекция индивида без отрыва от привычной традиционной среды. В основу социально-педагогической деятельности был положен принцип не делать ничего за самих детей, не развлекать и не веселить пассивную личность, которая наблюдает за деятельностью социального педагога, не навязывать свои суждения, а помочь ей найти себя, развить свои способности, организовать деятельность для души и по душе, помочь сохранить свою честь несмотря ни на какие трудности и политические колебания.

В функции школьного социального педагога были вменены организация той или иной деятельности личности, адаптация к социальной среде, помощь во взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, включение человека в совместную деятельность, совместную работу, в различные социальные институты. Для реализации этих функций был использован весь арсенал защиты прав и интересов клиентов, помогающий им строить отношения с другими людьми и учреждениями. Социальный педагог в соответствии с имеющимся опытом Дулебской школы организовывал социальную работу в микросоциуме, осуществлял социальную диагностику, обеспечивал непрерывную связь учебного процесса и послеурочной деятельности, организовывая изучение народного творчества, истории родного края, охрану природы, труд в сельском хозяйстве и т.д., опираясь при этом на помощь товарищества общественных помощников школы. Он же направлял и работу социальной помощи населению. Для ее осуществления были созданы информационно-правовой пункт, служба доверия, семейный клуб, детские инновационные объединения в помощь населению и служба помощи населению. Одной из форм работы были выезды в другие деревни.

Социальный педагог по условиям данного эксперимента выступал и в качестве организатора детского свободного времени. Вначале он изучал запросы ребят, определял наиболее необходимые мероприятия, затем готовился к их осуществлению. Особое внимание уделялось при этом играм, отдыху, товарищеским соревнованиям.