Смекни!
smekni.com

Эффективность использования игровых приёмов при изучении иноязычной лексики младшими школьниками (стр. 5 из 6)

Результаты тестирования показали средний уровень усвоения лексики; отметку «отлично» получили только 21,4% детей; основная масса – 42,8% - написали работу на отметку «хорошо»; удовлетворительным оказался уровень у 29% детей, что показано на диаграмме 2. Неудовлетворительный результат показал только Глеб Ермолаев.

Получив указанные результаты, мы приступили к проведению второй части формирующего эксперимента, с учётом всех полученных нами теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Clothes» - «Одежда». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию. сПри закреплении, кроме описанных ниже игр, также использовались стихотворения и рифмовки, которые, как и было описано в теоретической части нашего исследования, легко заучивались детьми за счёт высокого положительное эмоционального настроя, и позволяли непринуждённо использовать новую лексику в устной и письменной речи. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе: «Учитель – класс», «Учитель – ученик», «Учитель – класс», «Ученик – класс», «Класс – ученик», «Ученик – ученик», работа в группах и командах.

Нам бы хотелось привести примеры некоторых игровых заданий, которые применялись на уроках во время проведения формирующего эксперимента, в порядке увеличения степени сложности.

1. «Будьте внимательны».

Детям показываются различные предметы одежды, при этом учитель называет их вслух, например “Thisisahat”, “Thisisacoat”. Однако некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первыйсреагировавшийисправляетфразу: This is not a coat, but this is a shoe”.

2. «Найди лишнее».

Детям предлагаются ряды слов – названий предметов одежды. Например, hat, cap, boot. Задание – определить лишнее слово, объяснить, почему.

3. “Describe the picture”.

Детям раздаются распечатанные листочки, на которых изображена кукла / человек / животное, с небольшим по объёму текстом, в котором пропущены названия предметов одежды (или их признаков). При этом дети разделены на команды и выполняют работу на скорость.

4. «Отгадайте предмет одежды».

Ученик выходит к доске, загадывает какой-либо предмет одежды. Сидящие в классе должны отгадать, что загадано, задавая вопросы типа: “Isitasweater?”. Ведущий (ребёнок у доски) подводит к правильному ответу, называя, на какой части тела носится данный предмет одежды.

5. «Путаница».

На доске вывешиваются изображения животных, одетых в тот или иной предмет одежды (кот в сапогах, бегемот в шляпе, и т.п.). Под рисунками сделаны подписи, соответствующие другим рисункам. Задание детей – по цепочке восстановить правильные подписи, используя необходимые лексические структуры. Эту игру очень удобно использовать на этапе речевой зарядки (в начале урока).

6. «Сортировщики».

На доске подряд записаны различные виды одежды. Класс разделен на три команды. Виды заданий:

а) Разделить по командам одежду на женскую, мужскую, ту, которую могут носить и девочки, и мальчики;

б) разделить одежду на летнюю, зимнюю, внесезонную;

в) разделить одежду на ту, что носится до пояса, и ниже пояса. (В этом случае класс делится на 2 команды).

Игра проходит в форме соревнования, на скорость и правильность.

7. «Лото»

Дети делятся на 3 команды. Каждой команде раздаются листочки с изображениями предметов одежды. У разных команд могут присутствовать одни и те же предметы одежды, различные, например, цветом, - для усложнения задания и возможности использовать единицы активной лексики урока несколько раз за игру. Ведущий в быстром темпе зачитывает вразброс названия предметов одежды, дети каждой команды должны успеть найти и подписать названную вещь.

8. «Опиши соседа»

К доске вызывается один ученик, остальные описывают, во что он (она) одет (а). При этом заготовки фраз, которые будут использоваться при описании, заранее обговариваются, и могут быть записаны на доске. Таким образом, к доске вызываются несколько человек, разного пола, для того, чтобы иметь возможность назвать максимальное количество разных видов одежды.

Примечание. В школах со строго прописанной формой, эта игра будет вызывать значительно меньше интереса.

9. «Магазин одежды»

Один ребёнок играет роль продавца, другой – роль покупателя. Продавец рассказывает о своём товаре, покупатель выбирает, покупает, возвращает, используя при этом всю активную лексику темы. И продавец, и покупатели могут меняться несколько раз за игру. При этом очень важно следить за тем, чтобы игра проходила максимально динамично, так как в противном случае она займёт слишком большую часть урока.

Кроме перечисленных выше игр, на уроках использовались разнообразные кроссворды, ребусы, стишки, а также различные игровые задания, данные в учебнике по данной теме.

2.3 Определение эффективности применения дидактических игр при формировании лексических навыков

После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики.

Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была использована нами на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения лексики, были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей формирующий эксперимент.

В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество – 14 человек – мы принимаем за 100%. Математический анализ показал следующие результаты.

Высокий уровень – 10 человек, или 71,4% детей;

Средний уровень – 3 человека, или 21,4% детей;

Низкий уровень – 1 человека, или 7,2% всей группы.

Как показывают приведённые цифры, уровень мотивации в целом по группе повысился; кроме того, результатов в 5 баллов не показал ни один ребёнок. Ниже мы приводим сравнительную диаграмму по уровню мотивации в начале и в результате эксперимента:

После анализа уровня мотивации, мы сравнили данные по уровню усвоения лексики, чтобы убедиться, что повысившийся уровень мотивации в результате применения игровых приёмов действительно положительно повлиял на уровень усвоения лексики. Выявление уровня усвоения лексики проводилась, согласно методике проведения эксперимента, при помощи контрольной работы, с аналогичными использованным на предыдущих этапах заданиями. Результаты данной проверочной работы оказались следующими, при выражении их в балловых показателях:


№п/п Фамилия Результат
1 Байков 4
2 Беспалая 4
3 Дробышева 5
4 Ермолаев 2
5 Кириллов 4
6 Князев 3
7 Кожухов 5
8 Кузнецова 5
9 Леонова 5
10 Мубаракшин 5
11 Музыченко 3
12 Первушин 5
13 Смирнова 5
14 Федосеева 4

Ниже мы представим результаты по группе в целом, выразив эти результаты в процентном соотношении на диаграмме:

Получив результаты второй части формирующего эксперимента, мы смогли сравнить уровень сформированности лексического аппарата по только что изученной теме у детей, при изучении её без использования игровых приёмов, и с применением описанной нами в теоретической части методике.

Сравнительный анализ непосредственно представлен ниже:

На диаграмме хорошо видна тенденция к повышению уровня усвоения лексики при использовании игровых приёмов. На основе полученных данных, мы смогли вычислить эффективность использования игровых приёмов при изучении лексики английского языка в начальной школе.

На графике видно значительное увеличение максимальных баллов, а также снижение положительных, но менее высоких отметок – «4» и «3». Снижение коэффициента удовлетворительных отметок и отметок «четыре» произошло за счёт перехода их в более высокие баллы. Это доказывает математический анализ: коэффициент отличных отметок повысился на 29%.. Общий процент, на который снизились значения показателей «хорошо» и «удовлетворительно», 14% («хорошо») + 15% («удовлетворительно») равен также 29%. Таким образом, мы видим, что все изменения показателей имеют тенденцию к улучшению. К сожалению, коэффициент неудовлетворительных отметок остался неизменным по итогам эксперимента. Ермолаев Глеб не справился с проверочным заданием, несмотря на то, что по результатам тестирования, уровень мотивации у него несколько повысился. Причины этого мы видим в том, что мальчик пропустил два занятия формирующего эксперимента, кроме того, мы считаем, что данного ребёнка можно отнести к группе слабых учеников согласно классификации, данной нами в теоретической части работы, в связи с чем к нему необходим индивидуально разработанный подход.