Смекни!
smekni.com

Эмоциональные проявления детей на музыкальные произведения (стр. 3 из 6)

Детское восприятие музыки обычно исследуется с позиции психологии или педагогики. Можно назвать работы целого ряда исследователей, посвященные вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей. Это, например, работы С.Н. Беляевой – Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Гарбера, Г.А. Ильиной, Е.А. Мальцевой, Т.А. Репиной, это статьи в сборнике «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» и многие другие.

Следует выделить статьи С.Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследованиям, связанным с изучением особенностей музыкального переживания в последней работе при изучении музыкального переживания дошкольника исследовалось следующее: общий характер музыкального восприятия ребенка; восприятие мелодической стороны и узнавания темы; восприятие ребенком мажорного, минорного лада, гармонии; характеристика типов музыкальных восприятий и музыкального развития.

Статья посвящена характеристике музыкального переживания ребенка, но, по существу, в ней исследуется вопрос более узкий – особенности музыкального воспитания. Выбор этой более узкой темы правомерен и актуален для того времени. Введение слушания музыки в содержание музыкального воспитания требовало психологического его обоснования.

Вопросы восприятия в основном освещаются со стороны его смыслового, интеллектуального значения. Анализ, сопоставление, различение, запоминание. Словесные реакции на музыку – вот что поле зрения исследователя. Были полечены следующие данные. Первые же эксперименты показали, что дети больше всего обращали внимание на темп, мелодию и ритм, причем контрастные различия легче схватываются, чем сходные. Гармоническое сопровождение для детей безразлично: подавляющее большинство не отметили разницы между мажором, минором и какофонией.

В кандидатской диссертации А.В. Кенеман рассматривает один из видов музыкальной игры как средство воспитания и развития детей. Исследование построение на основе экспериментальной работы с детьми детском саду. На основе ее автор выдвигает следующие важные для изучаемой проблемы положения: музыкальная игра влияет на активность процесса музыкального развития; «творческие задания в игре направлены на развитие у детей музыкальности – эмоционального переживания музыки по содержанию и более тонкого развития музыкального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма»; творческая активность не могла бы возникнуть без руководства педагога; обучение должно быть построено в определенной системе; игры должны варьироваться, чтобы содействовать развитию творческих способностей детей.

Таким образом, мы видим, что в данной работе дано теоретическое обоснование музыкальной деятельности, проанализированное с точки зрения задач музыкального развития ребенка.

В своей кандидатской диссертации А.Д. Войнова также соотносит другую музыкальную деятельность – пение – с вопросами развития. Сама тематика исследования, направленная на изучение путей развития чистоты интонации в пении, свидетельствует об этом. Из проблемы развития музыкальности берется один частный вопрос, но это позволяет автору дать конкретные рекомендации. Указывая на то, что развитие способности восприятия музыки связано с правильным воспроизведением мелодии, автор разработал соответствующую систему методических примеров обучения. К их числу относятся приемы, которые развивают: эмоциональную отзывчивость на музыку, внимание, ладовое чувство, музыкальные представления, умение свободно, произвольно пользоваться музыкальными представлениями.

Классификация этих методических приемов, данная автором, несколько схематична и условна. Автор дает эту классификацию на основе характеристики музыкальных способностей, сформированной Б. М Тепловым. Методические приемы строятся с учетом особенностей пения. Вот почему подчеркивается необходимость развития не только более общей способности эмоциональной отзывчивости, но и более частных – чувства лада и музыкальных представлений.

Изучение психологии музыкального восприятия детей может дать ценнейший материал для исследования связи музыки с речью, мышлением, эмоциями.


1.3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к других равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Но слова «чувства» и «эмоции» в сущности, отличаются друг от друга. Собственно чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т.д.)- это более сложное, постоянное, устоявшееся от ношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, - вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, взывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоциональный рассказ педагога или эмоциональный насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у детей, а в этом состоянии и восприятие обострено. Скучное занятие вызывает апатичное состояние, дети на таких занятиях плохо воспринимают материал.

Внешнее выражение эмоций.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, т.к. кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение. Сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). По мимике и пантомимике мы и судим о переживаниях человека.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим.

Менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживая их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников. Писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Особенности эмоций

Эмоции есть непосредственные переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания. Эмоции человека имеют положительный или отрицательный характер. Положительные отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.

Стенические и астенические эмоции.

Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы - стенические (от греч. слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественно значение.