Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения (стр. 4 из 7)

Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.

Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: эмоции развиваясь, интеллектуализируются, становятся "умными", обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективными характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования. [9, c.21] Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.

Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А также несут оздоровительную, воспитывающую функции. Вовлекают детей в читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к книге.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников

2.1 Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников

Базой для исследования послужили 1 "б" и 1 "а" классы МОУ гимназии № 39 "Классическая" Комсомольского района города Тольятти. Условия школы благоприятны для обучения и воспитания детей. Оба класса обучаются по программе "Школа 2100". Классы не являются академическими. Возраст детей 7-8 лет.

Исследование проводилось по следующему плану:

1. Констатирующий эксперимент:

а) Составление анкет, тестов и тестовых заданий;

б) Проведение анкетирования, тестирования;

в) Обобщение результатов.

2. Формирующий эксперимент:

а) Календарное планирование эксперимента;

б) Апробация творческих заданий;

в) Составление протоколов наблюдения;

в) Педагогическое наблюдение;

г) Анализ результатов.

3. Контрольный эксперимент:

а) повторное проведение анкетирования, тестирования, сравнение его результатов с результатами констатирующего эксперимента;

б) Анализ результатов и выводы.

Констатирующий эксперимент проводился с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. В частности, был направлен на определение интереса учащихся к урокам чтения, наличия на уроках творческих заданий и отношения к ним учащихся, а также направлен на изучение уровня креативности класса и определение коэффициента оригинальности. Констатирующий эксперимент проводился в обоих классах на основе анкетирования и тестирования. Анкета - это объединённая исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Анкета отвечала следующим требованиям:

· вопросы были чётко сформулированы и понятны респондентам;

· вопросы не вызывали отрицательных эмоций;

· вопросы не навязывали чужое мнение;

· не допускалась слишком большая вариативность ответов.

Для данного исследования была выбрана анкета открытого типа, с прямыми вопросами о фактах сознания (направленными на выявление мнений, пожеланий, суждений). Анкета содержала следующие вопросы:

Какой твой самый любимый предмет в школе?

Ты любишь читать?

Ты любишь рисовать?

Ты любишь сочинять?

Тебе нравиться участвовать в постановках?

Какое задание, которое даёт учитель на уроке чтения тебе нравиться больше всего?

Ты бы хотел выполнять его чаще?

Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку чтения и его читательскую активность, а так же нравиться ли детям выполнять творческие задания. Опрос показал, что в исследуемой группе (1 "б") из 25 опрошенных урок чтения назвали любимым уроком 9 (36%) учащихся, читать любят 12 (48%) учащихся, рисовать 17 (68%) детей, сочинять нравиться 5 (20%) учащимся (таблица 1).

Таблица 1

Ответы детей исследуемой группы

Ф.И. ученика Любимый урок Любишь ли читать? Любишь ли рисовать? Любишь ли сочинять?
1. Антропова Люда ИЗО да да нет
2. Бобровская Оля чтение да да не очень
3. Виноградов Саша математика нет нет нет
4. Зиняева Даша ИЗО не очень да нет
5. Зуев Вова чтение да да нет
6. Иванов Максим риторика нет да да
7 Кирьякова Даша чтение да да нет
8. Кондурар Данил физ-ра нет нет не очень
9. Котков Кирилл чтение да да нет
10. Кузнецов Миша труд не очень да нет
11. Малкова Яна риторика нет да да
12. Мусатов Миша чтение да нет нет
13. Полканова Яна чтение да да нет
14. Попова Даша информатика нет да нет
15. Пентешин Миша ИЗО да да нет
16. Рудюкова София физ-ра не очень нет нет
17. Рябинин Слава русский язык нет да да
18. Рябова Кира чтение да да нет
19. Сагиров окружающий мир нет нет нет
20. Сирин Коля чтение да нет нет
21. Сорокин Паша ИЗО нет да да
22. Студенцов Илья окружающий мир нет нет да
23. Сыроваткина Элина физ-ра да нет нет
24. Шинкаренко Лиза риторика нет да нет
25. Шульгина Люда чтение да нет нет

Таким образом, в школе существует проблема снижения интереса к обучению, в частности, к чтению.

Кроме анкетирования на констатирующем и контрольном этапе проводилось тестирование. Для этого был выбран тест на определение уровня креативности. Он был основан на педагогическом наблюдении. Предлагалось оценить возможности каждого учащегося по следующим критериям: 1-никогда; 2-редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - постоянно. Оценивались следующие способности воспитанников:

1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии и решения (находчивость).

4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

5. Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения проблемы (оригинальность).

6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

7. Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, независимость).

Все результаты фиксировались и оценивались. Для оценки подсчитывалось общее количество баллов по семи пунктам:

35-28 баллов - высокий уровень креативности;

27-17 - средний;

16-0 - низкий. [8, с.312]

На констатирующем этапе данная диагностика позволила выявить уровень креативности исследуемой группы (таблица 2). Учащимся были предложены: творческий пересказ, словесное рисование, пантомима, но они не справились с заданием. Проведённое тестирование показало, что учащиеся класса имеют низкий уровень развития творческих способностей.

Таблица 2

Уровень креативности класса

Ф.И. ученика Кол-во баллов Уровень креативности
1. Антропова Люда 7 низкий
2. Бобровская Оля 14 низкий
3. Виноградов Саша 9 низкий
4. Зиняева Даша 7 низкий
5. Зуев Вова 10 низкий
6. Иванов Максим 9 низкий
7 Кирьякова Даша 7 низкий
8. Кондурар Данил 15 низкий
9. Котков Кирилл 13 низкий
10. Кузнецов Миша 9 низкий
11. Малкова Яна 8 низкий
12. Мусатов Миша 8 низкий
13. Полканова Яна 8 низкий
14. Попова Даша 12 низкий
15. Пентешин Миша 11 низкий
16. Рудюкова София 12 низкий
17. Рябинин Слава 14 низкий
18. Рябова Кира 8 низкий
19. Сагиров 13 низкий
20. Сирин Коля 7 низкий
21. Сорокин Паша 13 низкий
22. Студенцов Илья 10 низкий
23. Сыроваткина Элина 7 низкий
24. Шинкаренко Лиза 9 низкий
25. Шульгина Люда 7 низкий

Также использовался тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования. Подбирались альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготавливались цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т.д.).