Смекни!
smekni.com

Изучение возможностей народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста (стр. 9 из 11)

Была разработана программа реализации условий социально-нравственного воспитания посредством народной игры. Для определения индивидуальных и коллективных характеристик как дополнительные средства выступали не только отдельные игры из многовариантной серии, но и организация народных праздников с учетом национально-региональных особенностей Краснодарского края. Включение детей в деятельность различных этапов (подготовки, постановки, проведения праздника), а также осуществление взаимодействия возрастных групп давали возможность определить отношенческие характеристики класса, группы в целом, позволяли определить черты характера, поступки младших школьников и подростков, которыми они обладают в данный момент и прогнозировать те качества характера, поступки, которыми они хотели бы обладать. Кроме того, преследовалась цель «погружения» детей не просто в атмосферу народной игры, но и в атмосферу народной культуры в целом.

Для определения эффективности используемых игр, игровых методик и средств использовались также многочисленные данные, полученные с помощью наблюдения за испытуемыми, их опроса, анализа продукта их деятельности (ситуации выбора, метод незаконченных предложений и т.д.).

В ходе констатирующего эксперимента для выявления мотиваций нами также было определено состояние социально-нравственных ориентаций младших школьников и младших подростков. Полученный нами результат позволяет сделать вывод о том, что анализируемая характеристика классных коллективов подросткового возраста ниже, чем в начальных классах. Однако необходимо отметить, что целью исследования не являлась сравнительная характеристика возрастных особенностей применительно к предмету исследования. Напротив, не исключая отдельных сравнений по возрастам, нами дается попытка выявить динамику изменений социально-нравственной составляющей воспитанности младших школьников и подростков во взаимосвязи с использованием игровых практик в педагогическом процессе.

При определении социально-нравственной воспитанности на знаниевом уровне использовался метод анкетирования. Вопросы были направлены на выявление уровня знаний детей о социально-нравственных категориях, нормах. Обработка осуществлялась с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о социально-нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Следует отметить, что социально-нравственные отношения нематериальны, трудно уловимы, почти не поддаются фиксированию, проявляются прежде всего в оценочных суждениях о поступках людей, их социально-нравственных качествах, а также в собственных поступках, где выделяются внешние действия и внутренняя обусловленность, т. е. мотивация. По результатам анализа анкет младших школьников большинством опрошенных суть социально-нравственных категорий понимается, но среди ответов мало точных, конкретных ответов - большинство из них находятся на периферийной части семантического поля исследуемых категорий. Другой особенностью ответов младших школьников является связка обобщенного ответа с конкретным образом. Подростки обладают большим пониманием сути социально-нравственных добродетелей, для их ответов характерна развернутость, пояснения, сравнения, определенная личная позиция, более высокая, чем у младших школьников степень обобщенности высказываний.

Работа с детьми не ограничивалась анкетированием и беседами, в процессе организации игр подчеркивалось значение социально-нравственных понятий, категорий. В основном это происходило в случаях отрицательного отношения к сверстникам и в конфликтных ситуациях. То есть поступок и поведение ребенка связывались с категорией социально-нравственного воспитания.

При выявлении социально-нравственной воспитанности на поведенческом уровне в нашей опытно-экспериментальной работе широко использовался метод наблюдения с фиксированием в разработанном нами бланке степени проявления социально-нравственных качеств (таких как доброжелательность, ответственность, долг, взаимовыручка, забота, дружелюбие, справедливость, милосердие, честность), проявляемых во время игры и вне её.

Обобщая данные по вышеуказанным показателям, можно констатировать, что исходный уровень социально-нравственной воспитанности школьников в контрольной и экспериментальной группах практически одинаков (разница в пределах 1-2%), заметные отличия (2-4%) проявляются в показателях конкретного уровня в отдельных случаях.

В ходе подготовки формирующего эксперимента было проведено предварительное обобщение первых результатов.

Учитывая психологические особенности исследуемых возрастных категорий, мы пришли к выводу, что игровой практикум и организация народных праздников с включением в них игровых традиций Юга России – это та форма, в которой можно отработать модели поведения, а также проследить динамику влияния игровых практик, как фактора социально-нравственного воспитания. Одновременно уточнялся комплекс педагогических условий эффективного формирования социально-нравственных качеств средствами народных игр.

Проведение формирующего эксперимента осуществлялось в соответствии с представленными в системно-структурной модели этапами включения учащихся в игровую деятельность на основе народных игровых практик. Основное содержание этой работы отражено в схеме 2.

На ознакомительном этапе в ходе организованных бесед, занятий дети узнали о традициях кубанского казачества, их укладе жизни, в том числе и о бытовавших и ныне существующих играх. Важно, что ознакомительный этап связан с различными видами деятельности. Проводились тематические беседы «Промыслы и ремесла», «Игры старины», «Народная педагогика». В содержание занятий включались рассказы о народных традициях, обычаях, сказках, на основе которых строилось воспитание предшествующих поколений.

На организационно-подготовительном этапе наши усилия были направлены на установление психологического контакта с подопечными детьми, изучение их игровых пристрастий и взаимоотношений в коллективе. Из общего числа рассмотренных игр (170) в процессе работы с детьми школьного возраста представлялось целесообразным использовать до 20 различных игр, в зависимости от возраста и физической подготовленности занимающихся, места и условий проведения, наличия инвентаря и времени. В качестве критерия отбора игр служили педагогическая целесообразность игр, а также игровые интересы младших школьников и подростков, которые выявлял их анкетный опрос. Наибольшую ценность в плане диагностики представляют самостоятельно организуемые детьми народные игры из числа тех, которые были ранее представлены воспитателем. С целью выявления характера взаимоотношений детей в коллективе мы вели наблюдение как за самостоятельно организуемыми играми («Прятки», «Ловитки», «Вышибала», «Выше ноги от земли», мини-футбол и др.), так и за играми, организуемыми педагогами, и взрослыми («Казанки», «Пристенки» / «Стенка», «Бешеный теленок», «Кошки и мышки», «Костромушка», «Завивайся, плетенышек!» / («Плетень»), «Чушки» и др.).

На творческомэтапе была непосредственно внедрена модель формирования социально-нравственного воспитания через активное взаимодействие с детьми и подростками посредством «реанимированных» народных игровых практик. Здесь появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

Схема 2. Этапы программы по формированию социально-нравственной воспитанности посредством народной игры

Важным фактором развития социально-нравственных чувств является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение и оценка товарищей.

Системный подход по ознакомлению школьников с этнокультурными ценностями Краснодарского края предполагает изменения в целевых, содержательных и технологических характеристиках воспитательного процесса во внеклассной работе. В рамках данного подхода реализовался образовательный этнокультурный модуль «Культура казачества как синтез трех культур», воспитательные задачи которого заключались в формировании:

- необходимых социально-нравственных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых «простых норм нравственности», а также высших социально-нравственных качеств;

- гуманистического мировоззрения, включающего убеждённость в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия;

- гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обрядов, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры;

- социальной культуры, включающей культуру межэтнических отношений, заключающихся в толерантности к иному образу жизни и стилю мышления;

- эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта;

- накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.

Коррекционный этап работы носил сквозной характер, то есть коррекция осуществлялась не только по завершению основного этапа, но и в ходе всей экспериментальной работы. Основная цель коррекции – направленность на установление в детской среде определенных социально-нравственных норм, коррекция отношений между ребенком и взрослым, между подростком и окружающими, расширение репертуара самовыражения: проявление смелости, самостоятельности, мужества, преодоление робости, страха, застенчивости, агрессии, вспыльчивости, раздражительности и т.д. При организации специальной работы, направленной на коррекцию стиля общения и отношений воспитанников, мы использовали индивидуальный подход и индивидуальную коррекцию, которые осуществлялись через смену ролей в игровой деятельности, отдельных поручений, смешение в парах и командах, поощрение. Отрабатывались варианты коррекционной работы, зависящие от педагогического руководства, от интереса учителя, от состава детского коллектива.