Смекни!
smekni.com

Анализ развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях (стр. 5 из 9)

• Формирование у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству, т.к. именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развить навыки рационального мышления;

• Ярко выраженный воспитывающий характер. Внеклассная деятельность в этом направлении может осуществляться в следующих формах: конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т.д.

• Подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид внеклассной работы в каждом конкретном случае, могут решить только учитель и его ученики. Это может быть: собственное производство или центр по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам. В данном случае необходимо помнить, что труд – довольно тонкое воспитательное средство.

Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

· организация обучения на добровольных началах: дети—родители — педагоги;

· комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;

· возможность для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени;

· возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).

Из выше указанного следует, что во внеклассной работе по технологии заложены огромные возможности для развития творческих способностей.

Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя следующие формы внеклассной работы по технологии:

· индивидуальная работа учащихся;

· групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

· массовые мероприятия.

Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т.д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации кружка.

Индивидуальная работа с учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в кружке, «выросли» из него, но охотно самостоятельно работают по интересующей их тематике, получая консультации у педагога.

С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу со школьниками педагогу желательно фиксировать в специальной тетради индивидуального учета.

Основной групповой формой организации творчества школьников во внеучебное время является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области и стремящихся заниматься практической деятельностью в этом направлении. Кружок - это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Развитие сети кружков и рост активности приводят к необходимости создания на их базе более крупных объединений, которые могла бы предоставить учащимся (в основном старшеклассникам) более широкие возможности для научного, технического и декоративно-прикладного творчества.

Для того чтобы у учащихся развить творческую активность, любознательность, инициативу и стремление к научному поиску в той или иной области в настоящее время используются разнообразные формы массовой работы: тематические вечера, встречи с учеными, новаторами производства, мастерами прикладного и народного творчества, научно-технические конференции, олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, лекции, экскурсии, выставки работ и т.д.

При организации внеклассной работы по технологии ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Поскольку интересы школьников в области внеклассной деятельности не совпадают, необходимо создавать кружки различного профиля, привлекая к этой деятельности специалистов, имеющих опыт работы в данном направлении.

Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Существуют следующие типы кружков:

1. Предметно-технические кружки. Цель – расширение и углубление знаний и умений учащихся по технологии, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и мастерских и развития на этой основе технических способностей учащихся.

2. Творческие конструкторские кружки. Цель – совершенствование и углубление научно- технических знаний и технологических умений, развитие технического мышления и творческих конструкторских способностей учащихся.

3. Учебно-технологические кружки, или кружки-курсы. Цель – овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная профессиональная подготовка в определенной области трудовой деятельности.

4. Кружки декоративно-прикладного творчества и народных ремесел. Цель – наряду с углублением и расширением технологических знаний и умений учащиеся удовлетворяют эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности детей.

Кружок декоративно – прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Кружок декоративно-прикладного творчества – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности.

Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется декоративно прикладным искусством и испытывает в них эстетическую потребность.

Во-вторых. По своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка предполагает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то; что они хотели бы получить. Здесь принимаются во внимание подготовленность каждого учащегося, возможности кружка, обеспеченность материалами, инструментами, наглядными пособиями. Вызывая интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Таким образом кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих способностей учащихся.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»

2.1 Особенности изготовления изделий в технике вязание крючком

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет.

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского сапожника.

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III - IVв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.