Смекни!
smekni.com

Анализ развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях (стр. 6 из 9)

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия , изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее на связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции – в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.

Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Но все же рекомендуем проявлять чувство меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы ваши модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными.

Рассмотрим один из видов вязания – это вязание крючком. Понятие «вязание крючком» происходит от французского слова «сгос» т.е. «крючком». Старинное шотландское название вязания крючком - «вязание пастуха». Это одна из наиболее доступных и не требующих особых навыков разновидностей рукоделия, для которой требуются только крючок и некоторое количество пряжи. Овладев основными приемами вязания крючком можно создать большое количество удивительных узоров.

Происхождение техники вязания крючком, как и других разновидностей рукоделия, теряется в глубине веков. Удалось обнаружить, всего лишь несколько ранних примеров вязания крючком, которые были найдены в разных частях света: Китае, Африке, Турции, Европе, США и Южной Америке. Наиболее ранние образцы были выполнены из толстой пряжи, что позволяло создавать плотные структуры, такие как капюшоны и шляпы. Плотные вязки из шерстяных нитей также использовались для создания теплых, ветронепроницаемых плащей и шерстяных одеял. В XVI веке в Италии монахи усовершенствовали технику вязания тонким стальным крючком из хлопчатобумажных и льняных нитей, что позволило создавать изысканные, похожие на кружево узоры для отделки одежды и церковных одеяний. Эта техника получила широкое распространение в Европе, в особенности в Ирландии. Примерно к началу XIX века выполненное крючком кружево использовалось при изготовлении одежды — для отделки Воротников и манжет, а также для изготовления скатертей. На протяжении многих веков было создано большое количество различных образцов и приемов вязания крючком, которые мы можем использовать по нашему желанию.

Для того чтобы начать выполнять изделие в технике «Вязание крючком» необходимо следующее оборудование и материалы

Крючки для вязания бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Различают крючки короткие (12 — 15 см) и длинные (35 — 45 см), толстые и тонкие (№ 1 — 6). Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой (рис.1а), а также те, у которых есть сплюснутая часть (рис. 1б). Основная часть крючка — головка (рис. 1в), по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. У вязальщицы для работы с нитками разной толщины должен быть набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку (рис 1.). Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Крючок должен быть в 1,5 2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками (№ 2—6). Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 — 1,5) вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки).

Пряжа. Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу - шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках. Покупая пряжу обратите внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м. Там же, на этикетке, обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифра до дробной черты указывает толщину нити - чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты - из скольких нитей скручена пряжа. При покупке нескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номер крашения - на всех этикетках он должен быть одним и тем же. Рассчитывая необходимое количество ниток, учитывайте, что на ажурные изделия из пушистой и слабо скрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Например, для пуловера 50 размера потребуется всего 400 - 500 г шерсти 32/2 (длиной 781 м), тогда как на юбку - 600 - 700 г, а на шапочку - 100 - 150 г той же пряжи. Учтите и другое - пряжу перед работой желательно постирать, а даже не слишком грязная пряжа при стирке теряет 10 % массы. Правда это относится только к отечественным ниткам, импортные стирать нет необходимости, их сразу используют в работу.

Очень важной характеристикой ниток является качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или контрастные полосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значит окраска прочная.

В работе могут использоваться самые разнообразная пряжа: шерстяные, полушерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, а также кроличий, собачий, козий пух и др.

Лен считается самой крепкой пряжей. Он значительно легче, чем хлопок или шерсть впитывают влагу, и так же легко сохнет. Пряжа из льна не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Она лучше, чем хлопчатобумажная предохраняет от жары. Правда, лён сложно красить или выбеливать. Поэтому, чаще всего пряжа изо льна встречается естественных, серо-бежевых тонов.

Хлопковая пряжа, как правило, тяжёлая, плотная и не эластичная. Красится хлопок хорошо и почти не выгорает. При специальной обработке щёлочью достигается блеск хлопковой нити. Типичный образец такой обработки - пряжа «ирис». По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шёлковой, но превосходит шерстяную. Греет плохо, но лучше, чем лён. К серьёзным недостаткам можно отнести сильную «усадку» и продолжительную сушку. Неэластичность хлопчатобумажной пряжи выдвигает к вязаным изделиям свои требования - не вывязывать резинки и фактурные узоры. Хлопок часто используют в составе смесовых пряж.

Экопряжа - экологически чистая пряжа, изготовленная из хлопка и льна, выращенных без применения пестицидов и окрашенная натуральными красителями. Кстати, натуральными красителями прекрасно окрашивается и шерстяная пряжа. Палитра цветов натуральных красителей беднее, чем химических, однако она включает в себя весь спектр природных тонов от песочно-бежевых и золотисто-жёлтых до оранжевых, и от цвета индиго и тростника до тёмно-коричневых. Правила ухода за экопряжей необходимо строго соблюдать. Они приводятся на этикетках.

Шёлк хорошо держит тепло. На нём практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шёлка хорошо впитывают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды пряжи, такие как шёлк и хлопок, шёлк и синтетические нити, шёлк и шерсть.

Искусственный шёлк. Искусственный шёлк быстро сохнет, но недостаточно прочен. В чистом виде для вязания практически не используется. Добавляется к другим видам пряжи для улучшения их характеристик.

Шерсть является самым признанным материалом в современном вязании крючком. Она легче и эластичнее, чем растительная пряжа и гораздо лучше удерживает тепло. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести её сваливаемость и образование на ней катышков при ношении. Причём, чем слабее скручена пряжа, тем сильнее проявляются эти недостатки. Для улучшения характеристик, в шерсть при прядении добавляют искусственные или растительные волокна. Классический пример - шерстяная пряжа с акрилом. При стирке изделий из шерсти следует учитывать такую особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).

Ангорская шерсть - это мягкий лёгкий пух ангорского кролика. Его прядут в соединении с шерстяной, хлопчатобумажной или шёлковой нитью. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и тёплая.