Смекни!
smekni.com

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания (стр. 1 из 14)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломного исследования определяется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» (19; с.87). Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».

Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому чрезвычайно актуальна разработка методики использования народного творчеств в работе с детьми.

Современной педагогике присущ гуманистический подход к ребенку, поскольку гуманистические задачи являются важнейшими, поставленными самой жизнью. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический или ценностный, подход, выступающим своеобразным мостом между практикой и теорией. Он позволяет, с одной стороны, изучать явление с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей детей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого.

В последнее время педагоги-теоретики разрабатывающие принципы и методы аксиологического воспитания все чаще стали обращаться к опыту народной педагогики.

Идея народности воспитания была высказана еще до революции 1917 года и после была глубоко развита революционерами-демократами В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовыми Н.Г. Чернышевским. Центральная идея народного воспитания была органически связана с развитием национального самосознания русского народа.

Главным помощником учителя в деле эмоционального развития личности ребенка становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее ребенка с самих ранних лет. К тому же народное искусство по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели искусство профессиональное.

Невозможно было бы перечислить те благотворные влияния, которые может оказать на ребенка народное искусство в процессе его воспитания и образования, в процессе нравственного формирования его личности.

Начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства, наконец, знание исторической ступени развития русского искусства от древнейших времен, изучение многовекового коллективного художественно-нравственного опыта, законов композиционного мышления в частности, композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном творчестве – все эти задачи педагог может успешно решать только на материале народного искусства.

И, наконец, русское народное искусство, сохранившее до наших дней значение живого художественного наследия, является исторической предысторией русского искусства, выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей и природой. И поэтому общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности каждого из них. Опыт прошлого убедительно не раз показывал, что наш эпос является не только отражением, но и источником патриотизма.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, но многолетняя практика подтверждает неоценимое значение народного искусства в работе учителя.

Избыток художественности, бесхитростность творческого взгляда на мир, можно усмотреть как в искусстве ранних эпох, так и в народном творчестве. Избыток художественных дарований народа выразил его лучшие чаяния, оформил и художественно, и высоконравственно по содержанию среду и быт. Это тоже формировало мир ребенка, это и есть народная педагогика – не навязчивая дидактика, а одаренность учителей, воспитывавших в детях через искусство активное отношение к окружающему миру, а главное к труду, который был жизненно необходим и который приносил свои «воздаяния», не только материальные.

Вот почему ныне невозможно переоценить значение фольклора – поэтического, музыкального, изобразительного – в воспитании наших детей. Сегодня народная культура понимается «не только как отражение, но и источник патриотизма», как критерий нашего отношения к тому, что извечно дорого народу.

Народное обучение должно носить творческий, развивающий характер. Развивающий прежде всего восприятие ребенком природы, окружающей жизни, искусства, уровня творчества. Естественно потому, что обучение это должно протекать в зоне творчества ребенка, в процессе его активной деятельности.

Перед педагогом, который использует в своей работе методику народного воспитания, всегда стоят две основные методические задачи:

· Сообщить детям эмоциональное отношение к теме, вызвать необходимость творческого состояния, закрепить навыки восприятия, сообщить необходимые знания;

· Помочь детям выразить пережитое через слово-образ, цвет-образ, рисунок.

В основе занятий может быть тот вид народного творчества, который педагогу ближе. Следует, однако, подчеркнуть, что работа с разными видами искусства становится не только педагогическим приемом, усиливающим восприятие детьми какого-то одного искусства, а необходимостью, предполагающей развитие навыков общения с детьми, хотя бы с такими основными видами искусства, как поэзия, музыка, изобразительное искусство. В связи с вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству

Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ;

Предмет: формы и методы аксиологического воспитания в процессе приобщения детей к ценностям НХТ.

Гипотеза: процесс приобщения детей к НХТ будет эффективным при:

· Использовании в образовательной деятельности детей разносторонних форм народной культуры педагогом;

· Во взаимодействии педагога и ребенка принцип диалога, субъект субъектных отношений.

· Использование часов факультатива в школьной программе

Задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории школьного образования.

2. Обозначить смысловое содержание понятия «аксиология»

3. Определить задачи аксиологического воспитания в современном образовании.

4. Рассмотреть идею народности в воспитании детей.

5. Выявить гуманистический смысл воспитания.

6. Проанализировать место НХТ в воспитании детей.

7. Исследование элементов народного творчества, как форм образовательной работы.

8. Обобщающий опыт работы в этнокультурном центре.

Этапы исследования:

1. Изучение литературы по проблеме, анализ практического опыта учителей, разработка концепции проведения исследования.

2. Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.

3. Обработка теоретических и практических результатов исследований, литературное оформление материалов исследования, определение перспектив дальнейшего исследования по данной проблеме.

Методические исследования включали в себя анализ психолого педагогической методической литературы, проведения опытно экспериментальной работы.

ГЛАВА IАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ АКСИОЛОГИИ

Аксиология (от греческого axia – ценность) – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».

Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где ребенок выступает высшей ценностью. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление и сознание от их гуманистического фундамента. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной сфере (общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением); ценности, удовлетворяющие потребности в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными лицами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т.д.); ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития творческих профессиональных способностей, самосовершенствование и пр.); ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, увлеченность профессией, возможности помощи детям и т.д.); ценности народного художественного творчества.