Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина (стр. 12 из 13)

Учитель: При помощи какого приема поэт показывает, насколько важна родная природа для его лирического героя?

Ученик: Поэт использует прием олицетворения, природа одухотворяется, становится для него живой (осины «загляделись в розовую водь», «звенит...рожь»). Об этом свидетельствуют также и обращения лирического героя к природе («Милые березовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески!»). Именно с помощью этого приема он наиболее полно выражает связь своего лирического героя с земным миром.

Учитель: Как еще поэт изображает противопоставление земного и загробного миров?

Ученик: Это происходит путем сопоставления лирическим героем его чувства по отношению к двум пространствам. Вспоминая события своей жизни, он говорит не о каких-то глобальных делах, не об истории, не о каких-то важных вехах своей жизни; он обращается к тем простым действиям, которые свидетельствуют о любви к жизни, о полноте ее проявления: «дышал и жил», «целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Это характеризует его позиционирование себя не как какого-то конкретного человека, конкретного поэта, но как обычного человека. Это те действия, которые присуще каждому живущему. Мысли же о загробном мире вызывают в лирическом герое лишь отрицательные эмоции: тоску и страх («не в силах скрыть своей тоски», «я всегда испытываю дрожь»).

Учитель: Верно. Но как вы думаете, почему мысли о «той стране» необходимы для лирического героя?

Ученик: Он считает загробный мир «пустым» и именно эта мысль невольно заставляет его почувствовать полноту земной жизни, его важность для него. Лирический герой только тогда понимает, как ему «дороги…люди», когда задумывается о смерти.

Учитель: Таким образом, в этом стихотворении поэт оставляет нам не только свои размышления о быстротечности бытия, не только свое нежелание расставаться с жизнью, но и скрытый рецепт, как ценить жизнь в целом и каждое ее мгновение в частности. Мне кажется, это мысль будет актуальной во все времена.

Итак, как вам кажется, какой вывод мы можем сделать из двух проанализированных нами стихотворений Есенина?

Ученик: Жизнь прекрасна, но скоротечна; смерть неизбежна. Именно поэтому мы должны жить в полную силу, принимая мысль о смерти.

Учитель: Спасибо. Запишем домашнее задание: Прочитайте стихотворения «Разбуди меня завтра рано», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Я спросил сегодня у менялы», «Никогда я не был на Босфоре», «Голубая родина Фирдуси», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется».

На следующем уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по творчеству С. А. Есенина.

2.4 Урок 4

Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина

Цели:

1.Учебная: научить школьников письменному выражению монологической речи, обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина»;

2.Развивающая: развивать письменную речь, образное и логическое мышление учащихся

3.Воспитательная: прививать учащимся патриотические чувства, формировать бережное отношение к матери.

Тип урока: урок контроля и коррекции

Методы и приемы: репродуктивный (рассказ учителя об элементах сочинения, работа учащихся по конспектированию речи учителя), эвристический (составление таблицы, плана, написание элементов сочинения), творческое чтение (выразительное чтение)

Оборудование: доска, фотографии Есенина.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! На предыдущих трех уроках мы с вами рассмотрели творчество С. А. Есенина.

Мы узнали о его жизненном пути, выявили основные особенности темы родины, любви, жизни и смерти в его лирике. На сегодняшнем занятии мы с вами будем готовиться к сочинению по его творчеству, и на следующий урок вы сдадите мне готовые работы.

Дома вы читали определенные стихотворения, с которыми будут связаны темы сочинений.

Итак, вашему вниманию предлагается три темы, вы выбираете одну из них. Вам сразу же необходимо выполнить первое задание – сформулировать основную мысль сочинения (о чем вы будете писать).

После мы зачитываем и обсуждаем различные формулировки.

Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы» Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина
Тема России (как основная в лирике Есенина) звучит в цикле «Персидские мотивы» особенно ярко, потому что лирический герой в нем выражает свое отношение к родине через сравнение ее с другим, экзотическим пространством. Трагедия деревни напрямую связана с противостоянием ее как носителя старого уклада и города как носителя нового. Поэт изображает, как природа подавляется творениями рук человеческих, что свидетельствует о гибели деревни. Образ матери в поэзии Есенина несколько абстрактен, обобщен, в нем доведена до предела самая главная черта – любовь к своему сыну. Важная черта личности лирического героя также выявляется через его отношение к матери.

Спасибо. Теперь вспомним о композиции сочинения: введение – основная часть – заключение. Все части должны быть логически связаны между собой, а введение должно обязательно перекликаться с заключением.

Сейчас мы с вами поработаем с введением. Как вы знаете, существуют различные его виды, которые целесообразно использовать в зависимости от темы сочинения. Перечислим и запишем виды введений:

1. историческое (краткая характеристика эпохи);

2. биографическое (краткая биографическая справка);

3. сравнительное (сопоставление взглядов, позиций разных авторов на

проблему, заключенную в формулировке темы);

4. аналитическое (анализ ключевого слова темы);

5. философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).

Итак, вам дается некоторое время на то, чтобы выбрать подходящий вариант вступления к вашей теме и написать его. Потом мы проверим его.

Ученик: В сочинении Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы» целесообразно использовать аналитическое введение, так как нам необходимо сделать акцент непосредственно на ключевое словосочетание - тема России.

«С.А. Есенин писал, что чувство родины – основное в его творчестве. Так, действительно тема родины прослеживается в его творчестве от самых первых до самых последних его стихотворений и претерпевает множество изменений. Поэт постепенно открывает все новые и новые грани образа России: она то представляется ему раем, то он обращается к социальным проблемам страны. Однако с особенной оригинальностью тема Родины представлена поэтом в цикле «Персидские мотивы»(1924)».

Ученик 2: В сочинении Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина целесообразно использовать историческое введение, так как эта тема является отражением отношения поэта к изменениям русской действительности, которые повлекли за собой исторические события начала XXвека.

«Начало XXвека стало преломной вехой в мировой и российской истории. Революции 1905 и 1917, Первая Мировая война, гражданская война, приход к власти большевиков – все это кардинально изменило привычный уклад русской жизни. На смену деревне пришел город как более четко организованное пространство, технические новшества стали вытеснять привычные орудия труда, бытовые вещи. Для сознания людей, веками живших в деревнях, соблюдая традиции своих пращуров, изменение строя жизни стало огромной трагедией. Именно это С. А. Есенин отразил в своей лирике».

Ученик 3: В сочинении Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина целесообразно использовать биографическое вступление, потому что данная тема очень тесно связана с некоторыми фактами из жизни поэта.

«Есенин говорил, что вся его биография – в его стихах. Однако если мы вспомним некоторые эпизоды его жизни, нас удивят некоторые факты. Так, например, известно, что в раннем детстве поэт жил у бабушки с дедушкой, ими же и воспитывался, своих мать и отца видел редко. И в будущем, личность матери поэта, Татьяны Федоровны Есениной, не была дня него определяющей. Отсюда возникает вопрос: если родная мать Есенина практически никак на него не повлияла, то откуда взялся тот широко известный образ матери, который является одним из самых ярких в его поэзии? В этом сочинении мы попробуем найти ответ».

Учитель: Спасибо. От введения мы переходим к основной части. Нашей задачей будет составление плана по теме.

I. Введение;

II. Основная часть;

III. Заключение.

Итак, мы работаем с основной частью плана и с текстом стихотворений, подбираем цитаты, которые помогут нам ответить на вопросы плана, подтверждить его положения.

Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы»

Работаем со стихотворениями «Улеглась моя былая рана», «Никогда я не был на Босфоре», «Голубая родина Фирдуси» [Есенин, т. 3, 1967: 94-111].

II.

1. Противопоставление России и Востока;

Ученик:«Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк»;

2. Отражение в стихотворении восточных реалий и их роль для выделения образа Родины;

Ученик:Тегеран, чайхана, красный чай, черная чадра, шаль из Хороссана, ковер ширазский; Босфор, «Не ходил в Багдад я с караваном, / Не возил я шелк туда и хну», «персиянка»;«Голубая родина Фирдуси», Персия;

3. Думы лирического героя о России, родине в пределах чужой страны, его чувства. Что призваны передать эти чувства?

Ученик: «В далеком имени – Россия – Я известный, признанный поэт», «У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай», «далекий синий край», «дальняя северянка»; «ласковый урус», «далекий край», «песенка про Русь».

Учитель: Спасибо. Мы составили краткий план для этой темы, теперь переходим к следующей.

Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина