Смекни!
smekni.com

Разработка элективного курса "Моделирование в среде Macromedia Flash" для профильного обучения в старших классах (стр. 7 из 10)

Задачи: научить работать с языком программирования ActionScript.

Уметь: применять язык программирования на практике.

Знать: определение события, а также назначение скриптов.

Понимать: язык программирования и принцип действия скриптов.

Формы: практикум с элементами теории.

Методы: объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, устный опрос, итоговая самостоятельная работа.

Средства: проектор, раздаточный материал, учебник по MacromediaFlash 8, интерактивная доска, а также тетради.

При выборе элективного курса учитель должен первоначально исходить из потребностей самих учащихся, целей и профиля обучения. Данный элективный курс ориентирован на физико - математический профиль; в основе курса лежит предмет астрономия. Курс должен удовлетворять запросы конкретных групп учащихся, это значит, что программа предполагает определенную доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся.

2.3Формы, методы и средства обучения работе в редакторе векторной графики в рамках элективного курса

При обучении использованы следующие формы, методы и средства.

Формы.

Основной тип занятий практикум. Все задания курса связаны с персональным компьютером и необходимыми программными средствами.

Единицей учебного процесса является урок. Каждый урок начинается с постановки задачи – характеристики программного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью активно используются презентации и интерактивные доски.

Изучение материала носит сопроводительный характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) самостоятельные работы на проверку освоения изученных способов действий. Выполнение проверочных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности образовательного процесса.

Методы.

• объяснение;

• беседа;

• объяснительно-иллюстративный;

• самостоятельная работа;

• упражнение;

• демонстрация;

• устный опрос.

Средства.

• проектор;

• раздаточный материал;

• учебник по MacromediaFlash;

• интерактивная доска.

2.4Экспериментальная проверка результатов

Экспериментальная проверка разработанного курса проводилась в 2008- 2009 учебном году в ГОУ СОШ № 121 Юго-Западного административного округа г. Москвы учителем Сметлевым В.С. на уроках информатики в двух 10 – х классах.

Цели данных занятий следующие:

a. Научить работать в среде MacromediaFlash;

b. Разнообразить представление учащихся о предмете информатика;

c. Научить создавать анимационные ролики, которые в последствии можно использовать на других уроках.

Ниже приведена статистика оценок учащихся по разделу «технологии создания и обработке растровых изображений» в 10 «А» и 10 «Б» классов до изучения темы элективного курса.

Как видно на диаграмме в 10 «Б» всего лишь 15 % класса имеют по предмету оценку «отлично» и 31 % оценку «удовлетворительно».

Учитывая хорошую успеваемость учащихся 10 классов по другим предметам данного профиля, мы сделали вывод, что невысокое усвоение предмета «информатика» обусловлено низкой мотивацией учащихся.

В связи с этим в процесс обучения был внедрен разработанный в рамках данной дипломной работы элективный курс по информатике, ориентированный на профильное обучение в 10 классе. Результаты статистической оценки упеваимости учащихся после проведенной работы представлены ниже.

Как видно на диаграмме количество хороших отметок заметно возросло, в то время как количество отметок «удовлетворительно» уменьшилось в 2 раза. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что после изучения данного курса у учащихся повысился интерес к изучению редакторов векторной графики в общем и к предмету информатика в частности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной дипломной работы получены следующие результаты:

1.Определены психолого-педагогические и методические особенности процесса обучения информатике в рамках элективных курсов в старшей школе;

Анализируя литературу и труды психологов, был сделан вывод, что основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение.В этих условиях и под их влиянием происходят характерные изменения в умственном и нравственном развитии юношей и девушек. Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику — вчерашнему подростку — общество, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),— и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.

Решить многие из этих проблем помогает элективный курс, т.к. он позволяет каждому школьнику сделать самостоятельный выбор направления содержания своего образования в зависимости от его интересов и способностей, что, безусловно, способствует мотивации к обучению.

2. Проанализированы задачи профильного обучения информатике и ИКТ в школе.

На основании данного анализа сделан вывод, что элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы, т. к. связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей, интересов и склонностей каждого школьника, а также носят обязательный характер для старшеклассников, выбравших тот или иной профиль.

3. На основе анализа всего вышесказанного, а также руководствуясь образовательными документами, был разработан элективный курс «Моделирование в среде Macromedia Flash».

Элективный курс представляет собой набор практических заданий, направленных на последовательное построение модели солнечной системы. В процессе разработки компьютерной модели школьники обучаются необходимым приемам работы в среде MacromediaFlash. Стоит отметить, что в качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельно отработать вопросы или восстановить знания, полученные на смежном предмете. Учащиеся самостоятельно и каждый в своем режиме выполняют работу.

В рамках работ по оценке эффективности результатов, полученных в данном дипломном исследовании, разработанный элективный курс был внедрен в процесс обучения в 10-х классах общеобразовательной школы.

4. Проведена экспериментальная оценка достижения результатов обучения в рамках разработанного элективного курса.

Анализируя результаты проведенной статистической оценки успеваемости до и после изучения редакторов векторной графики в рамках разработанного элективного курса, можно сделать вывод, что познавательный интерес у учащихся вырос. В процессе построения модели учащимися широко использовались знания по школьному предмету астрономии, а также использовались знания по нескольким разделам школьного курса информатики – моделирование, программирование и технология создания и обработки графической информации. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась.

Надо заметить, что темп изучения элективного курса задает сам учитель, ориентируясь на ситуацию в классе.

В заключении стоить отметить, что предложенный вариант изучения технологии создания и обработки векторных изображений в рамках элективных курсов имеет инвариантный характер и предполагает определенную доработку, которую учитель может совершить исходя из своих профессиональных возможностей, особенностей состава учащихся и выбранного профиля обучения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

О ПРОГРАММЕ

Программа MacromediaFlash была создана сравнительно недавно, но с каждым годом и с каждой версией завоевывает все большую популярность. Разработчик программы компания Macromedia предложила пользователям инструмент, который в равной степени годится и для создания веб-страниц, и для подготовки интерактивных учебников и презентаций. Flash с успехом может быть использована для создания анимационных фильмов и даже для разработки компьютерных игр.

Flash позволяет:

· создавать интерактивные мультимедийные документы для автономного просмотра на компьютере и для размещения их в Интернете;

· создавать анимированные изображения и целые мультипликационные фильмы. Flash-анимация воспроизводится гораздо быстрее, чем любой другой вид компьютерной анимации;

· создавать веб-страницы, которые не зависят от размеров окна браузера. Отображение графики, созданной с помощью Flash и просматриваемой с помощью Flash-плеера, отличается высоким качеством сглаживания контуров;

· создавать элементы интерфейса и назначать им действия;

· включать в документ звук и видео. Причем озвучены могут быть как отдельные события, например щелчок по кнопке, так и весь документ в целом.

Интерфейс программы MacromediaFlash

Программа MacromediaFlash позволяет работать сразу с несколькими файлами. Каждому открытому файлу программы (Flash-фильму) соответствует свой рабочий стол. Если фильм не развернут на весь экран, то можно легко перемещать графические объекты из одного фильма в другой перетаскиванием между окнами. Если филь развернут во весь экран, то переход к другому фильму осуществляется через пункт управляющего меню – Window