Смекни!
smekni.com

О возможности постановки образовательной задачи в детско-взрослых медиа-проектах (стр. 11 из 12)

В ходе реализации проекта "Баночка", Елена отвечала за основные этапы реализации проекта – участие в разработке сценария, съемке видеоролика, монтажных работах и актерское участие В связи с чем с уверенностью можно сказать, что Елена знала обо всех особенностях проекта, основных участников проекта.

С точки зрения куратора цель проекта – предложить возможности нестандартного использования обычных, "банальных" вещей, причем рекламировалась не сама вещь, а методы и способы использования этой вещи.

Личные цели для куратора можно разделить на две части – "явные" и "скрытые". К "явным" можно отнести: обучение навыкам работы с видеокамерой и навыкам съемки социальных видеороликов.

К "скрытым" можно отнести – поисковые цели. Для куратора важно пробовать что-то новое, развитие своего творческого потенциала.

Задачи, которые существуют в рамках заданных целей, делятся на "прикладные" и "общие". К прикладным задачам относились: умение пользоваться фото и видео-аппаратурой. В связи с этим Елена освоила технические навыки при проведении видеосъемок – выдерживание пауз "до и после", ровное держание камеры, правильная расстановка предметов при съемке и т.п. осознание информативности каждого кадра, что необходимо правильно донести именно ту информацию, которую ставит режиссер при съемках. Развитие навыков корректировки - важнее откорректировать, чем отказаться от той или иной идеи.

К общим задачам - развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности, умение учиться на чужих, а не на собственных ошибках, умение договариваться с людьми – относительно различных мест проведения съемки. Данные умения и навыки были максимально освоены участницей.

При затрагивании непосредственно образовательной задачи (как она ставилась куратором, и ставилась ли она вообще), Елена отметила, что если непосредственно до и во время реализации проекта основной вопрос и задачи ставились с точки зрения "просто научится чему-либо", то на сегодняшний день основной вопрос звучит "как этому научится". Т.е. направлена на собственное развитие способностей к обучению, познанию новых навыков.

Трудности и проблемы, возникшие в ходе реализации проекта.

Запланированный сценарий не совпадал с реальным возможностями. Появлялись как непредвиденные трудности, так и новые сюжетные направления. Понадобилось больше времени - в первую очередь это связано с тем, что у большинства участников не было опыта в реализации таких проектов. Кроме того, на низком уровне находилось техническое оснащение проекта.

Не было осознания и планирования результата съемок, не рассматривался проект с обратной стороны – т.е. с точки зрения "потенциального телезрителя".

Способы и методы решения задач каждый из участников брал из личного жизненного опыта. Решения вопросов в основном происходили на интуитивном уровне. Практически во всех случаях участники не извлекали опыта из этих ситуаций.

Данный медиа-проект позволяет участникам уметь познавать новые виды деятельности, проводить самооценку и развивать способности к самоопределению. Во многом данные возможности обусловлены психологическим климатом свободы, который присутствует в творческой группе. Во многом отсутствует давление со стороны взрослых. Взрослый нужен только после завершения проекта. Смысл его участия заключается в оценке и умении указать на недоработки и ошибки. Взрослый позволяет сделать проект несамозамкнутым. Некоторые школьники бояться участвовать в проектах из-за того, что боятся, что результат того или иного проекта не будет интересен взрослым. Такие медиа-проекты позволяют школьнику раскрепоститься, раскрыть свои возможности.

Далее обсуждался вопрос о тех результатах и выводах, которые были получены непосредственно куратором проекта.

Лично для куратора был важен не столько результат видеоролика, сколько сам процесс съемок, процесс "творения". Также для нее важно развивать навыки самообучения. "Делать детей людьми" - основной тезис медиа-проекта с точки зрения куратора.

Цели самого проекта и куратора как бы дополняют друг друга. Противоречия в этих целях нет.

Пожелания к взрослым Елена сформулировала следующим образом: необходимо большее участие взрослых - больше критики и оценки с их стороны, Дополнительно необходимы мастер-классы, более прикладные навыки.

Второй видеоролик "Гимн". Куратор проекта – Александрова Александра, 14 лет, ученица 9 класса, школы № 24, г. Красноярска.

Сюжет основан на построении коллажа, посвященному образовательному процессу на ЛШОИ и каждому организатору школы. Основная идея фильма – подчеркнуть обучение как самозначимого и важного процесса, который интересен как для тех, кто обучает, так и тех, кто обучается.

В ходе реализации проекта Александра отвечала за основные этапы съемки ролика – участие в разработке сценария, монтажных работ, актерское участие в самом ролике.

С точки зрения куратора, цель этого проекта – рассказать о том, что дает ЛШОИ для ее участников, подчеркнуть важность школы для участников, а также воспеть организаторов школы. Т.е. фильм является своеобразным "альбомом памяти" для тех, кто в ней побывал.

К личным целям "явным" можно отнести: обучение навыкам работы с прикладными программам видеомонтажа на компьютере за достаточно короткое время.

К "скрытым" можно отнести – реализовать себя на школе, развитие организаторских возможностей.

Новой ситуацией с использованием старых знаний можно назвать процесс, когда во время монтажа Александре приходилось придумывать текст к данному кадру. Хотя ранее все эти возможности были хаотичны, стихи приходили в ходе творческого порыва.

Основная идея своего участия в проекте для Александры - "Показать, какие люди, и какие я"

Трудности и проблемы, возникшие в ходе реализации проекта.

Технические возможности не позволили полностью реализовать проект. Определенные сложности возникли с аудио – музыкальным сопровождением коллажа. Проблема времени – запланированное время съемок и монтажа было меньше, чем фактически оказалось.

Но, тем не менее, по мнению куратора – основная идея была передана.

В дальнейшем полученные навыки Александра планирует использовать для реализации следующего собственного видеоролика, более сложного с точки зрения технической поддержки.

Александра получила развитие коммуникативных навыков, организаторских возможностей, а также самой руководить процессами обучения.

Осознание ошибок и трудностей позволят проводить более четкое планирование процесса съемок, детализацию своих возможностей. Александра будет стараться предусмотреть заранее все сложности, с которыми будет возможность столкнуться.

Несмотря на то, что Александра не собирается в дальнейшем работать по этому направлению, для нее важно достижение поставленной цели.

Цели самого проекта и куратора как бы дополняют друг друга. Противоречия в этих целях нет.

С точки зрения влияния взрослых нужен мастер-класс для развития технических навыков и возможностей.

3.4 Комментарии к исследованию и анализ результатов

Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача.

Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов.

При анализе медиа-проектов было обнаружено, что они представляют собой синтезированную модель деятельности, требуя от подростков занятия самых различных позиций — от автора замысла до технического исполнителя. Вместе с тем возникает принципиально важное требование кооперации и соорганизации в процессе создания фильма. Можно говорить о максимально благоприятной для решения образовательных задач ситуации коллективного творчества. От участника требуется не просто проявить свой творческий потенциал, но и обеспечить реальное взаимодействие самых различных профессиональных позиций, людей, придерживающихся разных убеждений и т. д.

Таким образом, задается возможность освоения подростками качеств, представлений и навыков, необходимых для современного человека вне зависимости от его профессии. Речь идет о возможности совмещения человеком позиций автора (придание личностного, творческого характера любой деятельности, способность замысливать ее, а не просто функционировать); соавтора (а в некотором смысле — педагога), организатора и управленца, технического исполнителя. В связи с педагогической ориентацией процесс создания фильма теряет свои производственные характеристики и приобретает некий знаковый или "модельный" характер, используется для комплексирования ситуаций трансляции образа жизни и формирования человека.

Исследование научной литературы и школьных проектов позволило обнаружить у школьников дефицит, не сводимый к общей проектной грамотности: дефицит самоопределений, неумение адекватно соотнести масштабы своих намерений, реальных возможностей и достижений, реальные задачи и перспективы роста, соотнести общественную активность с другими жизненными контекстами.

А наиболее явный дефицит, характерный как для социальных, так и для творческих проектов — неумение школьников обращать внимание на действительное социальное устройство, которое в одних случаях должно задавать предмет и контекст действия (и в этих случаях действие проваливается в пустоту), а в других — по крайней мере, может выступать ресурсом или, наоборот, препятствием для деятельности. Здесь рефлексию будем рассматривать как приобретение необходимого способа действия.