Смекни!
smekni.com

Условия формирования межкультурной толерантности у подростков (стр. 12 из 14)

Подбор материала по теме – подростки самостоятельно и совместно с родителями и классным руководителем собирали информацию о традициях, обычаях, танцах, песнях, элементах костюма, национальной кухне, играх, забавах, особенностях страны и истории того народа, которого они представляли (чтение литературы, посещение национальных диаспор, общение с представителями данной культуры).

Далее в процессе обсуждения, обмениваясь полученными знаниями, подростки отбирали материал для творческого выступления, представления своей культуры перед «гостями», назначали ответственных. Сюда же входило: изучение народного фольклора (песней, танцев) и подготовка творческого номера, оформление станций (национальных гостиных) – оформление класса в национальном стиле, создание национальных костюмов.

На подготовительном этапе происходит деятельность по формированию образа «другого» на основе полученных знаний о нем. Знакомство с обычаями позволяет лучше понять ценности народа, особенности его поведения, национальный характер. Оформление класса, изучение элементов национального костюма - эстетическое восприятие образа.

Фестиваль состоял из двух частей: общее выступление в зале и игра по станциям.

Открытие праздника начиналось с выступления в актовом зале.Публичное выступление участников и оценка зрителями самого выступления: каждый класс представлял творческий номер, после которого зрители определяли (по костюмам, танцам, песням), какая национальность была им представлена.

Творческое выступление – деятельность по транслированию того образа, который сформировался в сознании детей на начальном этапе подготовки.

Этот этап характеризуется так же деятельностью по анализу, оцениванию (сравнению) получаемой информации.

Вторая часть фестиваля – Путешествие по «Красноярскому краю».Посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей (азербайджанская, узбекская, армянская, украинская, белорусская, казачья, русская, молдавская).

Важным на этом этапе является организация «встречи» двух культур, ситуация «открытых дверей».

В такой ситуации взаимодействия образ представителя другой культуры «получает» положительную оценку, на основе чего формируется положительное, толерантное отношение к нему. Если на предыдущих этапах происходит деятельность по созданию и обобщению образа представителя другой культуры, то на этом этапе происходит деятельность по его анализу и дифференциации.

«Презентация» культуры – содержание программы «приема гостей», разработанной каждым классом еще на первоначальном этапе подготовки фестиваля.

Презентация включала в себя повествование о традициях и особенностях страны народа (история, природа, географическое положение), наглядное представление – оформление класса в национальном стиле (предметы мебели, украшения), приобщение «гостей» к национальным традициям (обучение танцам, инсценированиенародных забав, угощение национальной кухней). Завершение фестиваля включало в себя оформление итоговых текстов - книги «Мы живем на земле Красноярской», в которой каждому классу-участнику необходимо было представить яркий содержательный рассказ о той народности, которую он представлял на фестивале. Этот этап предполагает подведение итогов работы, рефлексию – анализ детьми того, что с ними произошло на фестивале.

Рассматривая фестиваль как деятельность (информационная, организационная, презентационная, аналитическая)

Цели, которые ставились перед участниками фестиваля: поиск и подбор материала по теме, организация работы коллектива с материалом (использование полученной информации для подготовки к выступлению), презентация культуры (трансляция информации), анализ результатов деятельности. Согласно этим целям мы выделяем четыре основных вида деятельности, которые были реализованы в рамках фестиваля:

1. Информационная

2. Организационная

3. Презентационная

4. Аналитическая

Проанализировав действия, которые совершали подростки (совместно с родителями и учителями) для достижения вышеперечисленных целей, мы очертили круг предполагаемых результатов фестиваля (см. Приложение № 9):

· приобретение обобщенных знаний о каждой представленной культуре;

· навыки сбора и обработки информации;

· опыт субъект-субъектного взаимодействия с одноклассниками и с взрослыми;

· умение договариваться, принимать ответственные решения и совместно организовывать деятельность, контролировать ее результаты;

· умение выстраивать конструктивную коммуникацию, навыки позитивного двустороннего диалога;

· мобильность – способность встраиваться в любую ситуацию, признание и использование многообразия норм поведения и отношений;

· приобретение навыков публичного выступления;

· приобретение навыков оценивания, анализа деятельности;

· развитие творческой активности - умения «выходить за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений.

И как результат фестиваля в сознании детей формируется образ «Другого», происходит его трансформация, обобщение, «наполнение» эмоциональным содержанием, тем самым меняется и отношение к нему:

- потребность в «Другом» как в источнике информации;

- интерес к «Другому»;

- обобщенный образ «Другого», формирует объективное отношение к нему;

- на основе субъект-субъектного взаимодействия, формируется отношение к «Другому» как к равноправному партнеру по общению, деятельности;

- положительное, эмоциональное, эстетическое восприятие образа;

- идентификация с образом (принятие).

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:

- Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;

- Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

- Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

- Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;

- Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Итак, анализ фестиваля показал, что в ходе мероприятия подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, знания о культурах, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать, что позволяет судить о формировании компетентности

В результате диалогического взаимодействия педагога и учащегося происходит перестройка в процессе мышления учащихся: переход от типичной для традиционного обучения схемы: «услышал – запомнил - пересказал» к схеме: «познал путем поиска вместе с учителем и одноклассниками – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

На фестивале происходит формирование определенного стиля деятельности, в котором преобладают позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни), закладывается гуманистический характер межличностных отношений (не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися).

Праздник приобретает черты гуманистической воспитательной системы, становится субъектным пространством саморазвития. Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения, когда достижения человеческой культуры – ценности, знания, опыт, человеческие достоинства – учащийся начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей.

3.2.3 Проведение анкетирования по итогам фестиваля

Для подтверждения гипотезы о том, что фестиваль действительно формирует толерантность, нами была запущена анкета (см. Приложение № 1). Всего было исследовано 40 учеников школы № 84, среди которых 15 шестиклассников и 25 восьмиклассников.

Анкета состоит из шести вопросов, из которых три на определение отношения подростков к людям других национальностей, один на определение образа представителя другой национальности. И два последних вопроса посвящены самому фестивалю, отношению детей к празднику.

На вопрос анкеты «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» (см. Приложения № 2 - 3) почти половина 47,5% опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь с ответом», 30% ответили «нет», а 22,5% - «да». Среди национальностей, которые вызывают негативное отношение, подростками были выделены: китайцы - 10%, «чурки» - 7,5%, русские – 5% и 2,5% - киргизы, чеченцы, цыгане.