Смекни!
smekni.com

Условия формирования межкультурной толерантности у подростков (стр. 4 из 14)

Принципиально важным и весомым в плане толерантности требованием к оценке людей является требование обязательно развернутой оценки, причем начинать эту оценку надо именно с фактурной.

В случае преобладания фактурной оценки, наше отношение к человеку будет определяться его сущностными (фактурными) свойствами, а не его принадлежностью к какому-либо сообществу, нации, расе или его отличиями от нас. И тогда у нас будет меньше оснований для предвзятости, для условно-рефлекторной оценки людей. (58, с. 44-46).

Если же мы пренебрегаем этой оценкой и базируем нашу окончательную оценку индивида только на каких-либо отдельных критериях (т.е. оцениваем его не как такового, а лишь в связи, в соответствии с чем-либо), то мы легко впадаем в интолерантность, в основе многих случаев которой лежит предвзятость.

Поэтому одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала – объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу – это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки – определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.

Предубеждение – это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.

Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.

Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде). (8, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.

Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.

Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.

Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это – толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому – психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».

Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал – делайте что хотите!»


Схема 1 Схема формирования толерантности

Наконец, возникновение снисходительной толерантности ( СТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь – не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил. (58, с. 47- 51).

Выводы

1. Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4. Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.

Глава 2. Формирование толерантности в подростковом возрасте

2.1 Особенности подросткового возраста

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта.

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.

И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход от подростничества к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности.

В свое время, обобщая работы по педологии подростка, Л.С. Выготский охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Подросток выстраивает новые отношения с окружающей средой, точнее, по-новому переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью. Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и является трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.

Анализируя своеобразие этого возрастного этапа, Э. Эриксон обозначил его как «кризис идентичности». (35, с. 5-6). Проблемы, связанные с формированием идентичности, являются важными для подросткового возраста. Этническая интолерантность – значимая форма проявления трансформации этнической идентичности. Можно заметить, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

С другой стороны, формирование этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. (33, с. 22-23).

Поэтому, одной из главных педагогических задач должно быть создание благоприятных условий для протекания кризиса идентичности.

Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которых находится ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которые он включается в образовательном сообществе.

В подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Ведущей для подростка является деятельность проб.Содержанием пробы может стать любое культурное содержание. Образовательное пространство подросткового возраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования).