Смекни!
smekni.com

История западноевропейского образования (стр. 2 из 7)

Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты.

Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений (Repetitio). В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Диспуты. Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные.

Экзамен

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание", становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Бакалавры и магистры. И содержательно, и формально процесс получения знаний был достаточно жестко регламентирован. Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право по истечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушать в указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участником определенного числа диспутов. После того, как испытуемый сдавал этот экзамен, он становился обладателем первой ученой степени - звания бакалавра. Далее цикл лекций, диспутов и сдача очередного экзамена повторялись, но по усложненной программе. Присваивалась новая ученая степень «магистра» или доктора, причем обычно «магистр» работал на более «низких» факультетах, а «доктор» - на высших.

Формальная ступенчатая система была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключения знания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем на экзаменах, были чисто академическими, никоим образом не связанные с реальными профессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место в философии Аристотеля, «теоретическое» и «практическое», то первое было гипертрофированно, а второе игнорировалось. В результате, покидая alma mater, выпускник оказывался «книжным человеком», часто не способным решать какие-либо практические задачи. Стоит отметить, что вплоть до XVII в. выпускники медицинского факультета не занимались лечением.

Три высших науки: Теология, Юриспруденция и Медицина

Теология (Богословие). Основное преподавание велось по «Сентенциям» Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция. Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине. Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:

- Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.

- Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности. Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы. Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции.

Медицина. Включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей. В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.

В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области меди­цины таким официально признанным античным автором был прежде все­го Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой по­лучили отражение его мате­риалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь под­тверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного пи­сателя были основным видом средневековой научной лите­ратуры. Естествознание и ме­дицина питались не экспери­ментами, а изучением тек­стов Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что ес­ли бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы при­знать это истиной».

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоласти­ческими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибн-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заклю­чались, прежде всего, в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведен­ной на память. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием из­вестного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, мно­гие комментировали Галена.

В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительны­ми заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарство­ведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находи­ли место и такие, применение которых основывалось на отдаленном срав­нении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на вооб­ражение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

(Схоластика - общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви, знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование)

5. Организация университетов

Руководство

Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже. В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, а на факультете Свободных искусств - ректора. Во многих университетах именно ректор стал выборным главой университета. Он мог занимать эту должность сроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занимался хозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он не контролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл совет преподавателей. Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами. В выборах главы университета и других чиновников участвовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а в некоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е. могли занять любой выборный пост.

Нации и коллегии (колледжи).

Студенты - учащиеся в университете обычно делились на «нации», как бы землячества, обозначавшие объединения студентов из различных регионов. Такие нации могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран. Например, университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев.

Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям. Поддержка своей диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации.