Смекни!
smekni.com

Особенности социально-педагогической деятельности с личностью (стр. 4 из 17)

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.[17]

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица —личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущение, восприятия, памяти и мышления[18].

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом—Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и. обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В. результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие,, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.

1.3 Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки зрения социальной педагогики

Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.

Развитие личности – это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно[19].

Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический.

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах[20].

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.

По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие[21].

Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин[22] прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.

Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”[23].

Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.

Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.