Смекни!
smekni.com

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива (стр. 11 из 14)

К конкурсу готовились очень интенсивно, было по две репетиции в день, параллельно шились костюмы, студенты сдавали зимнюю сессию, уставали сильно, и благодаря чуткости художественного руководителя к каждому участнику ансамбля, исполнители были невероятно внимательны друг к другу. Успех на конкурсе был ошеломительным. «Главной сенсацией фестиваля стало не присуждение главного приза. Интрига закружилась сразу, когда в первый день открытия выступил ансамбль «Росинка» Владимирского Колледжа Культуры и представил не только оригинальные постановки, но и прекрасно исполненные образцы из золотого фонда русской хореографии. Казалось бы, судьба приза уже решена.

И тут мнением жюри коллектив сняли с конкурсного просмотра, мотивировав тем, что «Росинка» уже получала «Гран-при» на фестивале. Наверное, все спорные вопросы могло бы разрешить положение о фестивале, но и тут ответа не нашлось…Получается, что коллектив сняли с просмотра, оценив его неимоверно высокий уровень. Мнения жюри разошлись: надо или не надо развивать в русском танце академическую культуру, нужны или не нужны трюки, каким должен быть русский танец сегодня?

Пока все фестивальные года утверждались незыблемые каноны, разработанные Татьяной Устиновой и Надеждой Надеждиной, но последняя как раз и строила работу своего ансамбля «Берёзка» на академической школе танца. На детском фестивале «Гран-при» полечил Игорь Самарин из Шуи за умение делать такое в своём восьмилетнем возрасте, что не всегда доступно уже взрослым танцорам. Получается противоречие: если трюки не нужны, то тогда почему именно за них дают «Гран-при». (см. приложение )

Но исполнители «Росинки» знали, что ансамбль был лучшим под руководством своего руководителя. А специальный диплом «за сохранение наследия Н. Надеждиной номера «Весенний хоровод» от председателя жюри, Народной артистки СССР Миры Михайловны Кольцовой стал тому подтверждением.

Всем успехам, признанию со стороны публики и профессионалов в то время, коллектив обязан художественному руководителю Марченковой Анне Ивановне. Так как её необыкновенные организаторские и педагогические способности привели к большим достижениям народного ансамбля танца «Росинка».. И в этом неоценимую помощь на протяжении всего времени её руководства оказывали заведующая отделением хореографии Золотова Светлана Ивановна и директор Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства - Семёнова Галина Ивановна. Они верили в силы художественного руководителя и поддерживали во всём.

организация творчество хореография коллектив


Заключение

В первой части моей работы я выявила, на мой взгляд, основные условия необходимые для организации плодотворной творческой деятельности коллектива.

Самым первоочередным является наличие художественного руководителя, который должен быть идейным лидером, сильной творческой личностью определяющей идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.

Художественный руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.

В практической части я рассмотрела и проанализировала работу Доцента Владимирского Государственного Педагогического Университета Марченковой Анны Ивановны в организации творческой деятельности ансамбля танца «Росинка» в период её руководства коллективом с 1998 по 2004 год. Я считаю, что все изложенные мною вопросы в теоретической части моей работы нашли своё отражение в педагогическом опыте Марченковой Анны Ивановны. За время её руководства, благодаря выстроенной работы коллектива, как репетиционных занятий, так и концертно-творческой деятельности, воспитывая на лучших образцах народной хореографии, ансамбль достиг высокого исполнительского мастерства. Это говорит о том, что применимые Анной Ивановной методы работы с коллективом были педагогически грамотны, что и позволило ансамблю достичь на тот момент высоких результатов.

Хотелось бы отметить, что в процессе работы я выявила ещё одно неотъемлемое условие: для плодотворной и прогрессивной работы коллектива необходима поддержка и понимание со стороны дирекции учебного учреждения, при котором он существует. Примером этому является творческий тендем директора Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства – Семёновой Галины Ивановны с художественным руководителем народного ансамбля танца «Росинка».

Много лет прошло с того момента, когда город Владимир обрёл в лице ансамбля «Росинка» дополнительный очаг культуры и эстетического воспитания, где сохраняют, продолжая пропагандировать, лучшие традиции русского народного искусства. Сколько юных талантов, не только нашего города и области, но и других регионов России, получили за это время путёвку в жизнь, скольким «Росинка» помогла раскрыть свои дарования, обрести достойное место в жизни!

Наглядным примером этого является успешная работа выпускников колледжа, участников ансамбля «Росинка»:

- как артистов в ведущих профессиональных танцевальных коллективах: А. Киселёв – шоу-мира «Реверданс»; В. Борисов, Д. Кузнецов, А. Балалаев – ансамбль «Берёзка»; А. Маран, Т. Кочалко – Кубанский казачий хор; А. Стяжкин – Заслуженный артист России, педагог-репетитор ансамбля песни и пляски «Ставрополье» и многие другие;

- как педагогов детских школ искусств и художественных руководителей детских самодеятельных коллективов: Н. Рыжова – ансамбль «Нарушители спокойствия»; И. Егорова – ансамбль «Забава»; О. Кузнецова – ансамбль «Хрустальные грани»; О. Александрова – театр современного танца «Александрит» и другие;

- как педагогов хореографических дисциплин средне-специальных и высших учебных заведений: И. Овечкина – заведующая кафедрой классического танца Краснодарского Института Культуры; Ерошкина Е. – педагог Краснодарского Колледжа Культуры и Искусства; Зуева Н. - заведующая отделением хореографии Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства; Марченкова А. - доцент Владимирского Государственного Педагогического Университета и так далее.

Привожу пример с ансамблем «Росинка» чтобы подчеркнуть, что создание и поддержка хореографических творческих коллективов педагогически целесообразно, так как это – органичное звено учебно-воспитательного процесса, это – важнейшее средство формирования творческого и эстетического потенциала личности.

Это хорошо понимает Галина Ивановна Семёнова – директор колледжа культуры и поэтому поддерживает и помогает художественным руководителям ансамбля в их нелёгком труде. И благодаря подобным творческим союзам в хореографическом коллективе формируется гармонично развитая, дисциплинированная, раскованная, физически и психически здоровая, прекрасно адаптированная к обществу личность, которая станет основой нашего государства.


Библиография

1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?». Т.1 – М., 1973

2. Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: издательство Московского Государственного Института Культуры, 1994

3. Выгодский Л.С. «Психология искусства». – М., 1968

4. Журнал. Балет. 1. январь – февраль. 1985

5. Захаров Р. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта». – М., 1983

6. Каган М.С. «Искусство и общение». – М., 1989

7. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб. Пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. – М.: Просвещение, 1984

8. Константиновский В., «Учить прекрасному». – М., Изд-во «Молодая гвардия», -1973

9. Лиепа М.Э. «Вчера и сегодня в балете». – М., «Молодая гвардия», 1982

10. Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. С.-П., 2005

11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среди профобразования».- М.: ВЛАДОС, 2003

12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 1977

13. «Художественное творчество и ребёнок». Под ред. Ветлугиной, - М., 1972

14. «Хореографическое образование на стыке веков»: Сб. докл. и тез. Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва, 25-28 апреля 2003 года)/ Отв. Ред. В.Н. Нилов – М.: МГУКИ,2003

15. Эфрос А.В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1

16. Эфрос А.В. «Профессия – режиссер». – М., 1993, кн. 2

17. «Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: сборник научных трудов» - М., 1989

18. «Эстетическое воспитание в школах искусств: из опыта работы». – М., 1988

19. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». – М., 1971


ПРИЛОЖЕНИЕ

В своей работе я использовала историю создания и развития народного ансамбля танца «Росинка» Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства, опираясь на материалы из личных архивов Золотовой Светланы Ивановны и Марченковой Анны Ивановны, а так же на документы, любезно предоставленные Владимирским Областным Колледжем Культуры и Искусства. Я постаралась собрать и обобщить исторические документы, фотографии, отзывы о «Росинке» и её руководителях с основания этого коллектива в 1974 году и до 2006 года. В общей сложности эта попытка воссоздать и воссоединить в дипломной работе хотя бы маленькую частицу большой и насыщенной жизни коллектива на протяжении 32-х лет.

Историческая справка народного ансамбля танца «Росинка» Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства (в период с 1974 по 2006 год)