Смекни!
smekni.com

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива (стр. 7 из 14)

Поведение, манеры, характер обращений художественного руководителя становится объектом пристального внимания участников коллектива. Ему активно подражают, что лучше многих воспитательных мероприятий влияет на формирование культуры у участников коллектива, их эмоциональной отзывчивости. Художественный руководитель коллектива своими действиями, своей увлечённостью создаёт настроение творческого вдохновения, т.е. такую обстановку, при которой каждый участник коллектива может показать всё, на что он способен как танцор, как человек. Для этого руководителю в каждом из них нужно уважать, прежде всего, личность, художественную индивидуальность. Быть более опытным другом, наставником, помогать в становлении как исполнителя. «Я преклоняюсь перед памятью замечательного балетмейстера и педагога Леонида Михайловича Лавровского… Его отношение к актёрам труппы можно сравнить разве что с отношением отца к своим детям. Он был удивительно обязательным и исполнительным руководителем. Никогда не позволял себе быть несправедливым, не выполнить обещанного, отговориться занятостью, забывчивостью или ещё бог знает чем. Он не отделял жизнь актёра в театре, на сцене и на репетициях от повседневных его житейских забот. Он понимал, что всё взаимосвязано и что если у актёра нет нормальной спокойной обстановки дома, в семье, то не может быть и настоящего творчества. Он с равным пониманием и заботой относился к любому члену труппы, будь ты солист в ранге «суперзвезды» или артист кордебалета. К нему можно было обратиться за советом и помощью». (9,87)

Художественный руководитель должен постоянно напоминать об общности творческих задач, стоящих перед коллективом. Без художественного руководителя нет коллектива, но без коллектива, сплочённого, целеустремлённого нет и, не может быть и руководителя. Эту истину важно постоянно помнить!

В каждом конкретном случае художественный руководитель заранее должен предусмотреть все особенности и сложности предстоящего концерта. Одно дело, например, выступать на площадке где базируется коллектив, когда можно заранее всё подготовить для выступления (костюмы, обувь, реквизит), провести репетицию со светом, сделать общий костюмированный прогон. Многие вопросы в этом случае снимаются.

Иные проблемы приходится решать в том случае, если концерт выездной. На художественного руководителя коллектива дополнительно возлагается огромное количество забот. У него появляются дополнительные обязанности – проследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспортное средство, проверить наличие всех участников коллектива, необходимо проследить за всеми организационными вопросами. По приезду к месту концерта художественному руководителю коллектива приходится выяснять все подробности – где, в каком помещении разместить исполнителей, точное время начала концерта. Художественный руководитель должен быстро оценить размер сцены (если вдруг площадка не позволяет разместить всех участников того или иного номера, то необходимо сократить количество исполнителей), необходимо, узнать, где находятся гримёрные комнаты и тогда принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они успели сменить костюм и вовремя выйти на сцену, иногда художественный руководитель вынужден произвести изменения в программе и переставить номера, если это необходимо. В этом случае нужно несколько раз обратить внимание исполнителей коллектива на точное следование требованиям руководителя.

На выездном концерте художественный руководитель коллектива должен быть особенно собранным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если художественный руководитель растерян, нервничает, не знает, как решить постоянно возникающие организационные и творческие вопросы, не может собрать исполнителей в единый творческий коллектив.

Ему приходится быть максимально собранным, находчивым при исправлении различных «накладок» во время концертного выступления (ведь могут возникнуть и неполадки со звуком, светом, кто-то из исполнителей может что-то выронить из реквизита на сцене, получить травму и т.п.). Конечно, невозможно дать советы на все непредвиденные случаи. Важно лишь, чтобы художественный руководитель коллектива не терялся, всегда оставался выдержанным, умел вовремя поддержать своих подопечных. И только такое поведение поддержит состояние творческого подъёма и уверенности в членах коллектива. Во время выступления художественный руководитель должен находиться рядом с участниками своего коллектива, по ходу вносить в их действия необходимые коррективы, следить за развитием событий на сцене.

Ни в коем случаи нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это сбивает участников с ритма выступления, пропадает эмоциональный настой, воплощение образа отходит на второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет ему после окончания концерта от художественного руководителя. О каких танцах может идти речь?

Так же не следует указывать, на ошибки сразу после выступления, так как исполнители находятся в приподнятом настроении и в этот момент могут просто не воспринять замечания руководителя. Лучше всего делать замечания по концерту на следующей репетиции, когда художественный руководитель сам проанализировал выступление коллектива, учёл все нюансы, недоработки и наметил план работы над недочётами.

Очень полезно записывать выступления на видеоплёнку, а потом совместно просмотреть с участниками коллектива. При наглядном материале легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать.

Концерт требует от руководителя громадной затраты нервной энергии. На плечи художественного руководителя ложится большая забота об организационной стороне выступления, контроль за подготовкой к нему.

Вывод:

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что художественный руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла – важнейшая задача руководителя. К организации и проведению любого выступления – независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, - необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Концерт – это не только подведение итогов, смотр достигнутого. Это ещё встреча со зрителями, от которой зависит настроение. «Как страшно бывает представить себе хотя бы на миг, что в то самое время, когда ты живёшь и умираешь на сцене со своим героем, страдаешь, радуешься, расходуешь весь наличный запас физических и моральных сил, кто-то в зале глух к твоему обращению, думает о чём-то своём или попросту в дурном настроении, что у него свои неприятности и тебе не разбить, не разрушить стену отчуждения между ним и твоим искусством. Наверное, это несовпадение эмоционального настроя зрителя и исполнителя и есть самое страшное в нашей профессии». (Л,67)

Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего все изнуряющие репетиции. Успех коллектива – это заслуга его художественного руководителя, укрепляется его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.

§ 5. Роль хореографического творческого коллектива в эстетическом, культурном воспитании и общеобразовательном процессе

5.1 Хореографический коллектив в общеобразовательной школе

В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) образование и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребёнка.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже 20 и 21 веков. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.